Начнем с вопроса о том, кем был Великий князь Владимир Александрович (1847 — 1909). А был он третим сыном императора Александра II и императрицы Марии Александровны; членом Государственного совета (1872), сенатором (1868); генерал-адъютантом (1872), генералом от инфантерии (1880), младшим братом Александра III.

На Дворцовой набережной стоит несколько великокняжеских резиденций. Один из самых великолепных дворцов – дворец великого князя Владимира Александровича, сына императора Александра II. Здание построено в модном тогда стиле эклектики, а верно выдержанный архитектурный декор придает зданию величие и монументальность.

Здание построено в модном тогда стиле эклектики


В 1720—1862 годах на этом месте располагался неоднократно перестроенный особняк, постепенно превратившийся в «самый красивый дворец», где жили последовательно И. А. Мусин-Пушкин, И. А. Остерман, Н. В. Репнин, И. П. Кутайсов, Д. П. Волконский, А. де Коленкур, а с 1841 года размещалась Рота дворцовых гренадеров.

В 1862 году было принято решение о сносе старого здания и сооружении дворца Великого князя Владимира Александровича. Дворец был сооружён по проекту архитектора А. И. Резанова в 1867—1868 годах, однако ещё несколько лет, до 1874 года, шло оформление помещений.

Дворец — это комплекс из трех корпусов — главный четырехэтажный выходит на Неву, служебный флигель, называемый «гофмейстерским», — на Миллионную, и в середине большого двора находится конюшенный корпус. Флигели расположены по всему периметру двора.

В строительстве участвовали ученики Резанова — В. Шретер и И. Китнер.

Сначала планировалось построить дворец для князя Александра, однако, после смерти наследника престола Николая великий князь переезжает в Аничков дворец и участок полностью переходит во владение князя Владимира Александровича. Торжественная церемония освящения дворца состоялась в присутствии всей императорской семьи 10 августа 1874 года.

На первом этаже располагались покои владельца дворца великого князя Владимира Александровича. В его приемной висела известная картина выдающегося русского художника И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Известно, что за нее великий князь заплатил Репину три тысячи рублей.

Второй этаж дворца занимала великая княгиня Мария Павловна, а на третьем этаже размещалась детская и помещения для прислуги. В северо-восточной части дворца была сделана лестница, в перила которой вплетен вензель «VM» — что означает Vladimir и Maria.

Наверх в парадные помещения вела Парадная лестница. Все помещения дворца были оформлены в разных стилях. Парадная приемная (Малиновая гостиная) была оформлена в стиле итальянского ренессанса.

Она была самым большим помещением второго этажа. За ней располагалась Гостиная, оформление которой было выдержано в стиле времен Людовика XVI. Далее следовала Малая, или Готическая столовая в стиле английской готики. Там же находились Буфет, и Танцевальный зал.

Комнаты дворца украшали богатейшие коллекции живописи, скульптуры, оружия, предметов декоративно-прикладного искусства. Он сразу стал одним из центров светской жизни Санкт-Петербурга. В нем часто устраивались балы, официальные приемы, музыкальные и литературные вечера.

Во дворце в верхнем этаже была домовая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее стены расписал Верещагин сценами из жизни Святого князя Владимира.

Всего во дворце имелось около трех с половиной сотен помещений. Во дворе находилась конюшня, рассчитанная на тридцать шесть лошадей. В конце XIX века во дворец было проведено электричество, а на гранитном цоколе выбили надпись: « А.И. Резанов, 1862 – 1872».

Его называли «Малым императорским двором». После смерти великого князя Владимира Александровича дворец перешел в собственность его жене Марии Павловне.

В начале XX века в центре главного входа был установлен фонтан, который привезли из Италии.

С 31 января 1920 года дворец стал называться «Домом Учёных».

Метки:
Категории:Главное История