В Мариинском театре масштабная оперная премьера – «Нюрнбергские мейстерзингеры»

19.07.2023 03:46
Нюрнбергские мейстерзингеры

2122 и 30 июля (11:00 и 18:00) на новой сцене Мариинского театра состоится премьера — единственная комическая опера Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Режиссер постановки — Константин Балакин. За дирижерский пульт на всех показах встанет Валерий Гергиев — один из ярчайших мировых интерпретаторов вагнеровской музыки. Этот спектакль увенчает уникальную репертуарную коллекцию Мариинского театра, включающую в себя все зрелые оперы Рихарда Вагнера.

Первый набросок «Нюрнбергских мейстерзингеров» композитор сделал в 1845 году — сочинение должно было стать сатирическим ответом на только что оконченную оперу «Тангейзер». Либретто он завершил в 1862-м и, по собственному признанию, уже «имел всю музыку в голове».

Мировая премьера оперы состоялась 21 июня 1868 года в Мюнхенском придворном театре

Мировая премьера оперы состоялась 21 июня 1868 года в Мюнхенском придворном театре — первое представление стало поистине триумфальным. Во время спектакля Вагнер сидел в ложе с баварским королем Людвигом II, который четырьмя годами ранее взял под покровительство бедствующего композитора и которому Вагнер в результате посвятил свое масштабное сочинение.

С 1869 года опера начала победное шествие по городам Германии и всюду воспринималась как национальное достояние. Совсем скоро с «Нюрнбергскими мейстерзингерами» познакомились зрители по всей Европе. Российская публика впервые услышала сочинение целиком в 1898 году — в Мариинский театр оперу привезла интернациональная труппа под управлением Ганса Рихтера.

Уникальность «Нюрнбергских мейстерзингеров» в том, что это единственная комическая опера композитора, опера-праздник, наполненная немецким юмором

В 1909 году «Мейстерзингеры» впервые вошли в репертуар российского театра — это была московская Опера Зимина. В Мариинском же собственную постановку представили в 1914 году — опера «Нюрнбергские мастера пения» звучала на русском языке в переводе Виктора Коломийцева. Несмотря на бесспорный успех, сочинение выдержало лишь четыре представления, а затем было исключено из репертуара, как и все немецкие оперы после начала Первой мировой войны. Следующий спектакль появился уже после революции — в 1926 году, однако он был признан неудачным и после трех представлений был также снят с репертуара. Спустя три года оперу поставили в Большом театре в Москве, а спустя еще три — в Малом оперном в Ленинграде, после чего «Нюрнбергских мейстерзингеров» в России целиком уже не исполняли на протяжении почти ста лет.

Грядущей премьере в Мариинском предшествовали концертные исполнения оперы — первое из них состоялось 5 марта 2021 года, последнее — 20 февраля 2023-го. Режиссером-постановщиком спектакля выступил Константин Балакин. Художник по костюмам и декорациям — Елена Вершинина, художник по свету — Ирина Вторникова, художник по видео — Сергей Некозырев, хореограф — Александр Сергеев. Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев.

Нюрнбергские мейстерзингеры

Сюжет отправляет слушателей в благоухающий Нюрнберг XVI века и знакомит с жизнью мейстерзингеров — немецких поэтов-певцов из цеховых ремесленников. Вагнер не только достоверно воспроизвел образ веселого средневекового города через мелодии народной жизни, шумные оркестровые эпизоды городского быта и героические напевы, но и органично вписал туда лирическую линию. С археологической пытливостью композитор изучал множество исторических источников о мейстерзанге и немецкой ремесленной культуре для создания оперы. Так в ней возникли исторически достоверные «тоны»: «фенхелевый», «телячий», «тон усопшей росомахи», «тон верного пеликана» и еще пара десятков названий.

Неслучайны и многие элементы сценографии, описанные композитором и бережно воспроизведенные в готовящейся постановке. «У Вагнера подробно прописана растительность, и это носит смысловой характер, — отмечает режиссер Константин Балакин. — Например, сирень возле дома Сакса и липа возле дома Погнера. Липу сажали, когда рождалась дочь — то есть липа будет ровесницей героини. С сиренью Сакс сравнивает песню Вальтера, которая является таким же природным созданием, как цветы. Тем самым он подчеркивает естественность вдохновения и таланта в противовес бездушным навыкам».

В опере, которая длится более пяти часов, режиссер нашел множество тем для диалога со зрителем: «Здесь есть и про традицию, и про новаторство, и про вдохновение, и про рутину. В этой опере заложено большое количество пластов размышлений об искусстве с множеством ответвлений. В ней присутствует лирика, в ней есть и место для улыбки, и здоровая доля пафоса», — отмечает Константин Балакин. Основной идеей постановки стала одна одна из главных мыслей, заложенных Вагнером: невозможно создать новое в отрыве от корней.

Уникальность «Нюрнбергских мейстерзингеров» в том, что это единственная комическая опера композитора, опера-праздник, наполненная немецким юмором. Это настоящая ода творчеству, произведение о строгой традиции, ставшее апологией творческого новаторства. Центральные темы — подлинное искусство, любовь и неразрывная связь между ними. Рыцарь Вальтер Штольцинг пытается за один день стать тем самым мейстерзингером, но не просто научиться азам: его цель — победить в певческом конкурсе и жениться на красавице Еве Погнер.


Мариинский театр

Мариинский-2
Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 34
mariinsky.ru


Актуально