Мариинский театр представляет премьеру оперы «Итальянка в Алжире» Россини

20.07.2022 18:53
Опера «Итальянка в Алжире»

Главным событием для публики на премьерных представлениях «Итальянки в Алжире» в Петербурге станет выступление в постановке баса Ильдара Абдразакова: партию бея Мустафы он поет давно и в этой роли выходил на самые известные сцены мира в ансамбле с Ольгой Бородиной, Марианной Пиццолато и с Чечилией Бартоли. Анонсировано два спектакля с его участием: 27 и 31 июля. На премьере за пульт оркестра встанет Валерий Гергиев.

Под занавес театрального сезона в Мариинском театре состоится премьера комической оперы «Итальянка в Алжире» Джоаккино Россини — одного из шедевров эпохи бельканто и репертуарных сочинений, которое с успехом ставят по всему миру. Три спектакля пройдут 27 июля (19:00) и 31 июля (15:00 и 19:30)  на исторической сцене Мариинского театра.

Опера «Итальянка в Алжире»
Итальянка в Алжире. Эскиз Вячеслава Окунева

История

Премьера «Итальянки в Алжире» состоялась в венецианском театре Сан-Бенедетто в 1813 году. В Петербурге эту музыку услышали в 1817-м, а еще через три десятилетия в Большом (Каменном) театре свою постановку осуществила Императорская итальянская оперная труппа.

Премьера «Итальянки в Алжире» состоялась в венецианском театре Сан-Бенедетто в 1813 году, а в Санкт-Петербурге в 1817

В современной истории Мариинский обращался к «Итальянке» лишь в формате концертного исполнения в 2016 году в рамках специального абонемента Академии молодых оперных певцов.

Контракт на сочинение оперы-буффа 21-летний Россини получил после оглушительного успеха героической оперы «Танкред» на сцене того же театра Сан-Бенедетто. Патриотическая тема, с воодушевлением принятая публикой разрозненной Италии, проникла и в «Итальянку в Алжире» — во втором акте героиня поет знаменитую арию о родине  “Pensa alla patria” («Думай о родине и бесстрашно исполняй свой долг»).

Опера «Итальянка в Алжире»

Опера на готовый текст Анджело Анелли (он использовался композитором Луиджи Моска за пять лет до Россини) по разным версиям была написана за 27, за 20 и даже за 18 дней. Чтобы хорошо зарабатывать, композиторам того времени приходилось писать много и быстро, в состоянии постоянного цейтнота.

Сюжет

Действие разворачивается в фантастическом Алжире при дворе бея Мустафы, который пресытился любовью своей жены и не прочь освежить гарем. Корабль с прекрасной итальянкой Изабеллой терпит крушение у берегов Алжира, но не в привычках темпераментной красавицы покоряться судьбе и мужчинам: она легко обводит вокруг пальца двоих поклонников, чтобы воссоединиться с третьим, а заодно спасает соотечественников от рабства.

Опера «Итальянка в Алжире»
Ильдар Абдразаков

Могущественный властитель Алжира в опере Россини выведен круглым дураком, ведь смех — верное средство против страха, а европейцы боялись берберов на протяжении трех столетий. Страшное — в том числе легендарная жестокость восточных деспотов — высмеивалось и тем самым становилось менее пугающим. Кроме того, изображая недостатки «не нашего» правителя, авторы оперы могли обойти цензуру и завуалированно критиковать пороки европейских коллег Мустафы.

Уникальные вокальные партии

Главную партию в своей опере-буффа Россини отдал любимому голосу — колоратурному контральто: в традициях эпохи бельканто вокальная линия героини изобилует фантастически виртуозными фиоритурами. Композитор с блеском использует типичные для жанра буффа приемы, в том числе скороговорку. Необыкновенно остроумны ансамблевые финалы обоих актов, особенно знаменитый финал первого действия с его звукоподражательной чехардой (динь-динь! бум! бах-бах! кар-кар!), которая восходит к традиции ренессансных итальянских мадригалов.

Опера «Итальянка в Алжире»
Екатерина Сергеева, Ярослав Петряник. «Итальянка в Алжире», камерная версия. Фото Наташи Разиной © Мариинский театр

Выдвинув солистов на первый план, Россини сделал свою оперу еще и многолюдной: она населена поющими наложницами и евнухами, корсарами и янычарами, берберами и итальянцами. В этом «море самого непринужденного комизма» (Стендаль) время от времени встречаются острова нежной лирики и рефлексии: Россини способен как смешить, восхищать, кружить голову, так и трогать и воодушевлять.

Опера «Итальянка в Алжире»
Екатерина Сергеева, Магеррам Гусейнов. «Итальянка в Алжире», камерная версия. Фото Наташи Разиной © Мариинский театр

Премьере на основной сцене Мариинского театра предшествовали несколько концертных исполнений оперы в формате semi-staged в апреле и мае с Екатериной Сергеевой и Дарьей Росицкой в главной партии.

Готовят постановку режиссер Екатерина Малáя и художник Вячеслав Окунев, а также оперный концертмейстер Александр Рубинов. Партию Изабеллы репетируют 8 (!) солисток, в партии Линдоро можно можно будет услышать Дениса Закирова, Бориса Степанова, Клима Тихонова, молодых теноров, зарекомендовавших себя выступлениями в других операх Россини.  Полные составы участников премьеры опубликованы на сайте театра.

Купить билеты


Мариинский театр

Санкт-Петербург, Театральная площадь, д. 1
mariinsky.ru


Актуально