История кафе Абрикосовъ на Невском проспекте

13.08.2018 13:20
Дом № 40. Фотография 1900-х годов

На Невском, 40 работает историческое кафе “Абрикосовъ”, выросшее на месте бывшего кондитерского магазина “Товарищества А. И Абрикосова Сыновей”, открытого здесь в 1906 году. В честь славных предков здесь даже открыт небольшой музей, где можно познакомиться с историей именитой династии. Или просто выпить чашечку кофе под сводами старинного деревянного потолка. Antenna Daily вспоминает историю этого места.

В начале XX века большой известностью пользовалась кондитерская московского купца Абрикосова с интерьером в китайском стиле. Кондитерская славилась глазированными фруктами, шоколадными фигурками в разноцветной фольге и сюрпризами в подарочных коробках – всем тем, чем была известна по всей России гигантская империя «Абрикосова и сыновей».

Товарищество входило в тройку крупнейших российских кондитерских предприятий, наряду с «Эйнем», «Сиу и К». Компания имела фабрику в Москве на Малой Красносельской улице, сеть фирменных розничных магазинов и оптовые склады в обеих столицах, на Нижегородской ярмарке, в Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, филиал фабрики в Симферополе и сахарный завод.

В 1899 году товариществу было присвоено почётное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества», с правом изображения на упаковке своих изделий соответствующего знака. В начале XX века магазин товарищества открылся на Невском проспекте.
К началу XX века товарищество было громадным по тем временам предприятием: 2000 работников, 400 тонн карамели, конфет, шоколада и бисквитов в год. Годовой оборот — 2 526 240 руб. В начале 20 в. в цехах зажглось электрическое освещение. Фабрика была оснащена новейшим оборудованием. Она имела, помимо производственных цехов, упаковочный, где разрабатывались специальные виды упаковок.

Занимались Абрикосовы и чайным бизнесом. Передав фабрику сыновьям, Алексей Иванович  приобрел 50% акций чаеторговой фирмы “Братья К. и С. Поповы”. Поповы были в родстве с женой Алексея Ивановича. В то время в чайном бизнесе лидировали купцы Перловы, и без финансовых вливаний конкурировать с ними было невозможно. Алексей Абрикосов не просто инвестировал деньги в чайную торговлю своих родственников, но, по обыкновению, лично занялся усовершенствованием бизнеса. Он придумал новую, более дешевую и быструю схему доставки чая из Китая – не через Сибирь, а по морю. А поскольку для импортных операций были необходимы английские фунты, фирма открыла свое представительство в Лондоне. Руководил им  сын Алексея Ивановича – Сергей.

В итоге компания “Братья К. и С. Поповы” стала собственностью Абрикосовых, и словосочетание “чай от Абрикосова” стало таким же синонимом качества, как “коньяк от Шустова” или “булочки от Филиппова”.

“Чай от Абрикосова” стало таким же синонимом качества, как “коньяк от Шустова” или “булочки от Филиппова”

В середине XVIII века на этом месте находились императорские конюшни. По личной просьбе ювелира императорского двора О. Лазаряна и на его же деньги тут была построена Армянская церковь и доходные дома рядом с ней.

В 1823–1835 годах в доме 40 жил граф М. М. Сперанский. Здесь он завершил создание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи. В 1835–1837 годах один из домов был перестроен, и ему надстроили еще один этаж. В 1860–1863 годах в одном из домов работала редакция журнала “Библиотека для чтения”. С 1878 года здесь же работали крупный книжный магазин А. С. Суворина, контора газеты “Новое время”. В начале XX века в доме работал Русско-французский коммерческий банк.

До Абрикосова здесь находилось «Кафе де Франс» (изящная отделка его интерьеров – ранняя работа архитекторов В. А. Щуко и А. И. Таманова). После революции сюда въехали Северо-западное отделение редакции и контора московской газеты «Экономическая жизнь», магазин и библиотека «Новой книги».

В пушкинские времена в доме №40 по Невскому пр. находилась популярная кондитерская Андре Амбиеля. Позднее ее купил Иоганн Люций Излер, сумевший поднять заведение на новый уровень. Его кондитерская стала излюбленным местом петербургской знати 1840-х гг. – посетителей привлекали знаменитые излеровские пирожки. В обычные дни выпекалось по четыре сорта пирожков, в зависимости от дня недели. Каждому из этих сортов давались шутливые названия: на вторник, например, приходились такие – «Просто прелесть!», «Мал золотник, да дорог!», «С вариациями», «На здоровье!». Пирожками Излер не ограничился.

Вот что писала о его заведении «Северная пчела»:

«Как здесь все превосходно устроено, как все приноровлено к потребностям холостяка! В первой комнате – магазин конфект. Для табачных курильщиков – особое отделение. Для желающих выпить чашку кофе или шоколада, покушать мороженого – особо прекрасная комната, а для обеда, завтрака или ужина в большой зале поставлены отдельные столики. Прислуга исправная, одетая однообразно, чисто, в платье особого покроя. Отличный повар поддерживает честь заведения, вина – лучшие, и все по цене самой умеренной, так что холостяк может… наслаждаться за безделицу всем, что доставляет у себя дома огромное богатство… Ресторан г. Излера посещается людьми образованными, и вы можете услышать здесь толки о литературе, художестве и театре…»

О том, что заведение Излера, действительно, не обходили стороной литературные веяния, можно узнать из объявлений, помещаемых все в той же «Северной пчеле», например:

«На Невском проспекте, в многолюдной кондитерской Излера, всенародно вывешено великолепно-картинное объявление о «Петербургском сборнике». На вершине сего отлично расписанного яркими цветами объявления, по сторонам какого-то бюста, красуются, спиною друг к другу, большие фигуры Макара Алексеевича Девушкина и Варвары Алексеевны Доброселовой, героя и героини романа г. Достоевского „Бедные люди”. Один пишет на коленах, другая читает письма, услаждавшие их горести. Нет сомнения, что подвигнутый этим картинным объявлением «Петербургский сборник» воспользуется успехом, отнятым у него покамест завистию и несправедливостию» (Северная пчела. 1846. 1 марта. № 48. С. 191).


Актуально