История евреев в Петербурге до 1917 года

11.02.2018 01:27

Российская империя, столицей которой в 1712 г. официально стал Санкт-Петербург унаследовала от Московской Руси запрет на въезд евреев в страну.

Тем не менее, с первых же дней существования новой столицы в ней появляются сподвижники Петра I еврейского происхождения. Первым начальником петербургской полиции (генерал-полицеймейстером) стал Антуан Девиер — потомок португальских крещеных евреев, приглашенный Петром I из Голландии. Крещеным евреем был и один из руководителей внешней политики России вице-канцлер Петр Павлович Шафиров и некоторые другие сановники.

Первым начальником петербургской полиции стал потомок португальских крещеных евреев

Община начала формироваться на том этапе, когда Россия благодаря своей внешней политике, если так можно выразиться, превратилась в «еврейское место».

Это произошло благодаря активной политике Екатерины II (годы царствования: 1762 — 1796 гг.). В период ее царствования были значительно расширены границы империи. И, в результате присоединения к ней Крыма (1783), Литвы, Польши и Волыни (1793-95), вместе с новыми территориями Россия приобрела и новый значительный контингент населения — евреев. Т.е. к концу XVIII в. в Российской империи проживал значительный процент восточно-европейских евреев-ашкеназов, а так же жили евреи-караимы и горские евреи.

После присоединения к России новых территорий, за евреями было закреплено право проживать на прежних местах, а въезд во «внутренние губернии» был для них запрещен. Существовала так называемая «черта оседлости». Однако, новые подданные стали на время приезжать в столицу по делам.

К концу 80-х годов ХVIII века в Петербурге появляется полноценная еврейская община

Для упорядочения управления российскими евреями сформировали специальную комиссию. К ее работе были привлечены депутаты от еврейских обществ, которые также надолго «осели» в столице. Таким образом, к концу 80-х годов ХVIII века в Петербурге появляется маленькая, но уже полноценная еврейская община. Ее составили еврейские депутаты, во главе которых стояли купцы из Белоруссии Абрам Перец и Нота Ноткин. Вместе с ними приехали члены их семей, еврейская прислуга. Собрания этой небольшой общины происходили в доме, где жил Перец, на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы.

Основание общины и ее рост в XIX в

В 1802 году был приобретен участок под еврейское кладбище (в лютеранской части Волкова кладбища) и была заведена первая общинная книга, пинхас. С этого момента можно считать, что в Санкт-Петербурге «де-факто» появилась еврейская община.

С 1828 года в русскую армию стали призывать евреев. Появились солдаты-евреи и в Петербурге. Закон разрешал проживать при них женам и детям. Так сложились небольшие солдатские общины. Первоначально еврейские молитвенные собрания устраивали в казармах, но потом, по настоянию начальства, евреям-солдатам пришлось нанимать специальные помещения вне казарм, где и были устроены молельни.

В середине 1850-х гг. солдатам-евреям, вышедшим в отставку, и их семьям было разрешено проживание в Петербурге. Они занимались ремеслом, мелкой торговлей, а некоторые поступили на службу в пожарные команды и городскую полицию.

С этого же времени, благодаря ходатайствам крупного еврейского финансиста Евзеля Гинцбурга, и в духе либеральной политики Александра II (годы царствования 1855 — 1881), право жительства в столице постепенно получают евреи — купцы 1-й гильдии, евреи-ремесленники, а затем и все евреи, имевшие высшее образование.

В 1869 г. в городе постоянно проживало 6654 еврея

Численность еврейского населения столицы быстро увеличивалась. В 1869 г. в городе, только по официальным данным, постоянно проживало 6654 еврея, что составило 1% от всего населения столицы. Растет число молелен, причем не только солдатских, но и ремесленных и купеческих. В этом же году император Александр II утверждает постановление Комитета министров о разрешении евреям строительства Большой Хоральной синагоги взамен существовавших молелен.

Семья Гинцбургов

Три поколения этой семьи сыграли совершенно выдающуюся роль как в становлении и развитии еврейской общины Санкт-Петребурга, так и в жизни евреев Российской Империи в целом.

Евзель Гинцбург (1812 — 1878) не только основал в Петербурге банкирский дом, который многие десятилетия был одним из крупнейших банков России, но и стал одним из основателей Петербургской еврейской общины. Он был ходатаем перед властями за евреев, крупнейшим благотворителем, поборником просвещения евреев. В частности, в 1863 г. об учредил «Общество для распространения просвещения между евреями в России». Его сын Гораций (1833 — 1909) продолжил дело отца. В течение 40 лет он возглавлял общину, был крупнейшим благотворителем, пытался добиться у правительства облегчения положения евреев. Давид Горациевич Гинцбург (1857 — 1910) унаследовал от отца и роль в руководстве общиной, и участие в делах благотворительности. Давид Гинцбург был выдающимся ученым-востоковедом, основателем ряда еврейских учебных заведений. В 1874 г. Гораций Гинцбург получил от гессен-дармштадтского герцога баронский титул, которым пользовалось и его потомство.

Авторитет семьи Гинцбургов основывался не только на их богатстве и связях, но и на их высокой образованности и нравственных устоях. Благодаря Гинцбургам Петербургская еврейская община сохранила просвещенность в сочетании с верностью традициям и отказом от крайностей реформизма.

Образование

Заслугой Петербургской общины стало создание системы нового еврейского образования, ставшей достоянием всего российского еврейства.

Лидеры петербургского и российского еврейства стремились создать такую систему еврейского образования, которая бы сохраняла еврейскую религию и культуру и при этом вооружала бы еврейскую молодежь всеми достижениями тогдашней науки.

В 1863 г. по инициативе Евзеля Гинцбурга было создано Общество для распространения просвещения между евреями России (ОПЕ). Очень важной частью работы Общества было создание программ и учебников для новой еврейской школы, сочетающих преподавание традиционных еврейских дисциплин и общеобразовательных предметов. В 1896 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде ОПЕ было награждено дипломом за представленные образцы учебных программ, учебников и наглядных пособий еврейских школ.

В 1880 г. в Петербурге создается Общество ремесленного и земледельческого труда среди евреев России (ОРТ). Его задачей было создание системы профессионального обучения евреев и помощь еврейским ремесленникам. Питомцам 3 своих училищ и 46 классов, а также курсов для взрослых ОРТ давал самые современные профессии (электромонтера, чертежника, шофера, киномеханика). Обладатели аттестатов ОРТ были уверены в своем трудоустройстве. В 1914 г. ОРТ начал сбор средств по всему миру на помощь евреям-беженцам и на еврейское профессиональное образование. Впоследствии он превратился в международную организацию. Ныне система ОРТ охватывает многие страны мира.

В 1907 г. в Петербурге создается еврейский университет (официальное название «Высшие курсы востоковедения»)

В 1907 г. по инициативе Давида Гинцбурга в Петербурге создается еврейский университет (официальное название «Высшие курсы востоковедения»). Это было первое гуманитарное высшее учебное заведение, сочетавшее традиционный еврейский подход в изучении семитологии и иудаики с новейшими достижениями мировой науки.

С 1910 по 1917 г. в Петербурге выходил специальный педагогический журнал «Вестник еврейского просвещения». Так Санкт-Петербург стал научно-методическим центром еврейской педагогики.

Печать

Влияние Петербургской еврейской общины на духовную жизнь евреев всей России осуществлялось через периодические издания. С 1886 г. в столице начинает издаваться ежедневная газета на иврите «Га-Мелиц» («Заступник»). Почти одновременно появляется и журнал «Мицпа» («Сторожевая башня»). Их издателем был видный деятель еврейского просвещения А.О. Цедербаум. Он же выпускал газету на идиш «Идишес фолксблат» («Еврейский народный листок»). Цедербаум основал также несколько еврейских изданий на русском языке («Русский еврей», «Рассвет» и др.).

Расцвет еврейской печати на русском языке связан с именем А.Е. Ландау. С 1871 года он издает в Петербурге 10 выпусков историко-литературного сборника «Еврейская библиотека», получивших широкую популярность среди образованных евреев по всей России. В 1881 — 1899 гг. Ландау издавал на русском языке ежемесячный журнал «Восход». Этот журнал был крупнейшим (а после 1884 года и единственным) органом еврейской русскоязычной периодической печати в России. С 1882 по 1897 год в качестве еженедельного приложения к журналу выходила «Недельная хроника «Восхода».

В 1908 — 1913 гг. издательство «Брокгауз и Ефрон» совместно с Обществом для научных еврейских изданий выпускает на русском 16-титомную «Еврейскую энциклопедию». Это издание не утратило научной ценности и по сей день.

Научные и культурные общества

Санкт-Петербург был крупнейшим в России центром деятельности еврейских научных и просветительских обществ. Уже в 1891 г. была создана Историко-этнографическая секция при «Обществе для распространения просвещения». А в 1908 г. было учреждено Еврейское историко-этнографическое общество. На базе общества начала свою работу Еврейская этнографическая экспедиция. Еще в 1904 г. в Хоральной синагоге была развернута выставка, преобразованная в архив и музей, размещенные в здании еврейской богадельни. В 1914 г. там была устроена экспозиция. с 1916 г. ставшая постоянной.

В 1908 г. было учреждено Общество еврейской народной музыки. Оно занималось изучением еврейской духовной и народного музыкального творчества, содействовало становлению еврейской профессиональной музыки. Отделения общества открылись в Москве, Киеве, Харькове. Общество устраивало концерты в Петербурге и турне по России, Германии, Австро-Венгрии, издавало сборники произведений еврейских композиторов. Среди руководителей общества были И.С. Томарс, Л.И. Саминский, М.С. Риверсман, М.Ф. Гнесин, А.М. Житомирский.

Кроме того, в столице действовали Еврейское историко-литературное общество, Еврейское общество поощрения художеств, Еврейское театральное общество и другие еврейские научные и культурные общества.

Профессии старые и новые

Петербургские евреи активно интегрировались в экономическую и культурную жизнь столицы, успешно овладевая новыми для традиционного еврейства занятиями. Уже в 1869 г. в списке постоянно живущих в Петербурге евреев можно найти не только банкиров и купцов, чиновников, преподавателей высших учебных заведений, врачей, журналистов, архитекторов. А среди евреев-ремесленников встречаются не только скорняки, сапожники, портные, но и фотографы, механики.

В дальнейшем петербургские евреи заняли ведущее положение в медицине (почти каждый пятый врач и более половины всех дантистов столицы), адвокатуре (более 20% присяжных поверенных и ок. 44% их помощников), фармации (почти две трети владельцев аптек), типографском деле (более трети), часовом производстве и торговле (более двух третей), фотографии (каждый пятый владелец фотоателье).

Многие петербургские евреи играли видную роль в правлениях крупнейших российских банков

Столичные евреи владели белошвейными и чулочно-вязальными мастерскими, скорняжными, заведениями, слесарными, механическими, столярными мастерскими.

Многие петербургские евреи играли видную роль в правлениях крупнейших российских банков и акционерных обществ.

Весьма заметным было присутствие евреев в петербургской журналистике.

В Петербурге евреи успешно овладевают искусством архитектуры (Л.И. Бахман, М.И. Сегаль, Э.Я. Леви, Я.Г. Гевирц, Б.И. Гиршович), скульптуры (М.М. Антокольский, И.Я. Гинцбург), живописи (И.Л. Аскиназий, М.Л. Маймон, а затем и М.З. Шагал). В 1912 г. в Петербурге создается общество «Бецалель», а в 1915 — Еврейское общество поощрения художеств.

Петр Столыпин (в белом мундире справа от императора) при представлении Николаю II еврейской делегации и поднесении Торы. 1911 год

Уникальные памятники еврейской культуры в собрания города

В период становления и развития Еврейской общины, город Санкт-Петербург, превращается в самое крупное в мире хранилище еврейских раритетов. Прежде всего еврейских рукописей. Может для вас явится полной неожиданностью тот факт, что император Александр II, который разрешил строительство Хоральной синагоги, на собственные деньги приобрел для Императорской публичной библиотеки (сегодня Российская национальная библиотека) совершенно уникальные коллекции еврейских рукописей.

В Петербурге хранится самая ранняя датированная еврейская рукопись в мире

В Санкт-Петербурге хранятся следующие раритеты:

Самая ранняя датированная еврейская рукопись в мире — это рукопись книг «Поздних Пророков» (Latter Prophets) с вавилонской публикацией (with Babylonian punctuation) 916 г.; самая ранняя сохранившаяся рукопись Пятикнижия 929 г. и самая ранняя сохранившаяся рукопись полной Еврейской Библии 1008 г. А всего в петербургских собраниях насчитывается 21 219 еврейских рукописей и фрагментах.

XX век

С начала ХХ в. петербургские евреи все больше и больше включаются в общероссийскую политическую жизнь. В первом русском парламенте — Государственной думе — евреи были представлены в основном депутатами от губерний черты оседлости. Но ареной их политической деятельности был Петербург. Большинство — еврейских депутатов примыкали к Партии народной свободы (кадетам).

Свержение царского правительства и указ об отмене всех национальных и вероисповедных ограничений (т.е. в первую очередь черты оседлости) были радостно восприняты петроградским еврейством. Интересно отметить, что указ 20 марта 1917 г. пришелся как раз на канун праздника Песах и, естественно, был воспринят столичными евреями, как символ освобождения из рабства.


Актуально