27 апреля состоится крупный фестиваль электронной музыки и медиа искусства UNRAVEL Festival. Antenna Daily поговорила с организатором и продюсером мероприятия Вадимом Пантиным о том, как будет развиваться музыка в будущем и зачем артистам выступать под разными именами.

Формат аудиовизуальных вечеринок становится популярнее. Некоторые артисты из твоего лайн-апа фестиваля проводят свои мероприятия, вечеринки. Чем UNRAVEL отличается от других?

На самом деле, кроме «Эпизодов» Ильдара Якубова аудиовизуальной сценой никто не занимается полноценно. Все остальное это разовые тусовки. Мой UNRAVEL, как фестиваль электронной музыки, на равных интегрирует различные музыкальные жанры. У нас по сути нет главной сцены, так как на всех трех собраны мощные артисты и проекты, прилетают хедлайнеры из Европы и штатов. Конечно, есть ставка на аудиовизуальную сцену, так как я считаю, что будущее за медиа-искусством, так как оно интегрирует музыку и видеопроекции в единое целое.

Что ждет посетителей на трех сценах?

Стартует фестиваль с лекции о продюсировании электронной музыки в 18:00. Параллельно открывается Synthezarium Expo, в рамках которого каждый гость сможет попробовать извлечь звук из аналоговых синтезаторов и модуляров, то есть стать немного музыкантом. Все, что получится, в дальнейшем можно будет найти на стриминговом сервисе. На основной аудиовизуальной сцене собраны самые разные проекты от эмбиента и дрон-музыки до техно и нойза. Эта сцена, которая прежде всего должна вызывать у зрителя вопросы к самим себе и окружающему миру. Гости будут получать необычный опыт, который может оказаться как положительным, так и отрицательным. На техно-сцене подобран классный лайн-ап артистов, а не диджеев, которые играли на Flow, Sonar и других международных фестивалях. На этой сцене люди будут отдыхать и придаваться танцу тела. На эмбиент-сцене люди смогут придаваться танцу сознания, так как там музыка космических полетов, загробных, подводных путешествий. Например, Unlogic Thing, проект Дмитрия Берна, представит композицию Submarine, которую он пишет уже в течение четырех лет. Олли Аарни, хедлайнер эмбиент-сцены, напротив представит слушателям музыкальную эссенцию северной природы.

На эмбиент-сцене люди смогут придаваться танцу сознания, так как там музыка космических полетов, загробных, подводных путешествий

На аудиовизуальной сцене в лайна-пе заявлены очень разные по жанрам и стилям артисты.Как посетители должны на это реагировать?

Зритель должен впитывать этот опыт. Концепция фестиваля в изучении музыки будущего, рефлексии на то, какой она будет: будет ли ее создавать искусственный интеллект, роботы, и кто ее будет слушать. Аудиовизуальная сцена — это место, где зритель получает опыт, к которому он не готов.

Что значит музыка будущего в рамках фестиваля? На какое будущее вы засматриваетесь?

Здесь у каждого свое понимание. Но, допустим, возьмем ближайшие 20-30 лет. Один из хедлайнеров фестиваля проект Daglish, близкий друг и коллега известных Autechre. Его музыка сейчас однозначно опережает время, но через 10-20 лет будет легко восприниматься любым сознанием.

Музыка во всех других жанрах сейчас упрощается. В попсе, как отражении общественного сознания, явно: чем проще – тем хитовее. Готовы ли люди воспринимать сложные музыкальные композиции?

Вся жизнь – качели. Сейчас положение опять сместилось к упрощению. Но на самом деле та же поп-культура каждое десятилетие вбирает в себя лучшее из авангардных и экспериментальных течений, и музыка как средство передачи чувств, эмоций и энергий — усложняется.

Ты говоришь про музыку будущего, искусственный интеллект. Зачем на вашем мероприятии будет сохраняться аналоговый звук, некий отголосок прошлого?

Синтезаторное экспо – это погружение гостей в процесс создания музыки. Это первородное погружение в созидание, в искусство без границ. Вся аналоговая музыка на модульных синтезаторов создана в режиме реального времени, музыканты импровизируют на сцене, имея, возможно, какие-то заготовки. Было бы несправедливо лишать гостей удовольствия послушать такую музыку со сцены и попробовать самим поэкспериментировать на выставке синтов. Тем более я же не исключаю живых существ из музыки будущего.

Как ты относишься к тому, что для того, чтобы называться музыкантом достаточно технических навыков? Те же Autechre…

Autechre пишут сначала программу или плагины, которые потом создают импровизированную музыку заданному алгоритму и параметрам. Т.е. создается основа, для создания композиции. Основа каждый раз разная, в этом вся суть. Я хорошо к этому отношусь. Мы перешли точку невозврата, когда не имеет значения, какими средствами была создана та или иная композиция. Настоящие выдающиеся музыканты создадут вне зависимости от средств выражения потрясающую композицию, которая сможет достигнуть своих целей, если конечно у этого вообще была какая-то цель.

Ты как музыкант заявлен на фестивале в качестве двух своих проектов. Зачем электронные музыканты придумывают себе несколько проектов?

Это для того, чтобы было проще ассоциировать артиста с определенной музыкой. Amach’i – аудиовизуальный дуэт — не пишут альбомы, не создают композиции, это и не совсем музыкальный проект, я бы не стал называть его музыкальным. Это хаус, культурный катарсис, который может быть как отталкивающим, так и притягательным, мы постоянно работает над культурными явлениями, их описанием, структурированием, передачей информации в разных формах, даже книгах. Abjective – это уже давно устоявшийся электронный проект, у которого есть своя аудитория слушателей по всему миру. Нет смысла мешать эти проекты и запутывать слушателей.

Что ждет фестиваль UNRAVEL в будущем?

Если говорить о развитой версии фестиваля, то мы будем расширяться до робототехники, блокчейна и виртуальной реальности с интеграцией разных форм современного искусства, живописи, литературы, и вообще цифровой реальности. UNRAVEL – это не петербургский фестиваль. Он может проходить в любой точке мира без географической привязки.