История Елагина острова

18.01.2019 00:15

Небольшой Елагин остров находится в дельте Невы. Сегодня почти всю его территорию занимает Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова.

Впервые остров отмечен на шведских картах в 1643 году.

Создавая новую столицу Российской Империи на берегах Невы, Петр I стремился обустроить и близлежащие территории, раздавая их своим соратникам. Указ Петра I от 2 августа 1721 года гласил: «…раздавать места по берегам Фонтанки вниз по течению от набережной першпективы первым людям…».

Первые дачные участки были нарезаны за границей города того времени – речкой Мьей (Мойкой), но еще при жизни Петра I они оказались в городской черте. Тогда же раздавали участки по только что учрежденной Петергофской перспективе, которая, по воспоминаниям иностранцев, уже вскоре стала напоминать «прелестный переезд от Парижа до Версаля». При Петре I были розданы и все петербургские острова – нынешние Каменный, Крестовский, Елагин и Петровский, чтобы на них устроить загородные резиденции.

Первым хозяином острова в 1709 году стал вице-канцлер барон Петр Павлович Шафиров (1669–1739), известный дипломат и государственный деятель.

Первоначальное его название звучало по фински «Мистула-саари»

На протяжении XVIII века у острова сменилось девять вельможных владельцев. За это время он несколько раз переименовывался. Первоначальное же его название звучало по фински «Мистула-саари».

На карте Петербурга 1703 года остров уже значился как Мишин или Михайлин. По легенде, это название закрепилось за островом после того, как дозору русских солдат встретился здесь большой медведь. Наименование «Мишин» сохранялось в течение всего XVIII века как официальное.

Свое нынешнее название остров получил по имени своего пятого владельца — Ивана Перфильевича Елагина (1725–1794), обер-гофмейстера императорского двора, прославившегося своим гостеприимством и хлебосольством.

Высоко оценивая исключительную красоту расположения Елагина острова, каждый из владельцев по-своему старался его преобразить и благоустроить, привлекая к работе лучших паркостроителей и цветоводов. Особенно славились оранжереи, в которых выращивались редкие растения и диковинные фрукты.

Елагин дворец. Вид со стороны Масляного луга (у подъезда охранники П. А. Столыпина). Петербург, 1906 г. Фотограф К. Булла. Архив КФФД

История Елагина Острова, XIX век

К началу XIX века содержание большого имения, расположенного на Елагином острове, стало обременительным, и последний частный владелец острова Григорий Владимирович Орлов (1778–1826) продал его в 1817 году в казну за триста пятьдесят тысяч рублей.

В 1817 году остров был куплен Кабинетом Его Императорского Величества. С этого времени начинается новая страница в истории Елагина острова. На следующие сто лет он переходит во владение русского императорского дома.

В 1818 году по указу императора Александра I был образован «комитет для перестройки бывшего Елагина дворца, постройки кухонного и конюшенного корпусов, переделки большой каменной оранжереи и прочего на Елагином острове».

Он задумывался как альтернативное Павловскому место отдыха вдовствующей императрицы

Расположенный в восточной самой высокой части острова он издалека привлекает к себе внимание. В отличие от других дворцов своего времени, Елагиноостровский дворец являлся летней резиденцией, рассчитанной на сезонное пребывание там гостей. Он задумывался как альтернативное Павловскому место отдыха вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Эти особенности отразились в планировке и декоративном оформлении интерьеров.

Главным архитектором строительства назначили малоизвестного в Петербурге архитектора К. Росси. Ему предстояло перестроить дворец, создать новые служебные корпуса и обустроить остров для летнего пребывания там вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Угодить взыскательным вкусам хозяйки блистательного Павловска было непросто. Перед Росси стояли не только планировочные задачи, но и пространственные, ландшафтные, интерьерные, декоративные. Эта уникальная ситуация позволила его таланту проявиться во всей полноте. Архитектор не ограничился только перестройкой дворца и служебных помещений, а преобразил весь остров целиком.

Вид на Павильон у Гранитной пристани. Петербург, 1906 г. Фотограф К.Булла. Архив КФФД.

Предварительная смета, составленная Росси, оказалась внушительной — 1 288 649 рублей, а вместе с парковыми работами она увеличивалась до 1 587 632 рублей. Росси должен был выполнять строительные работы, а благоустройство острова и перепланировка парка были поручены опытному садовому мастеру Джозефу Бушу-младшему, прославившемуся созданием Павловского и Царскосельского парков.

Генеральный план дворцового ансамбля на Елагином острове, в котором последовательно проведен принцип пейзажного парка с его асимметрией и живописностью, разрабатывался Росси и Бушем совместно. Их стараниями остров, «с огромным трудом вырванный из болотистой петербургской почвы, был превращен в Isola bella русского Севера — «прекрасный остров», а парк на нем — в один из красивейших парков Европы.

Все работы велись ускоренными темпами

В течение двух строительных сезонов 1818 и 1819 годов дворец был перестроен. Датой окончания строительных и отделочных работ, а также внутреннего убранства считается 1822 год. Все работы велись ускоренными темпами, так как дворец должен был быть полностью готов к тезоименитству Государыни Императрицы, «согласно воле Государя, не позже 20 июля 1822 года», хотя многие работы, связанные с другими постройками на острове, продолжались ещё в течение нескольких лет.

Очевидцы свидетельствовали: «Летом вся вообще Петербургская сторона оживает вместе с природой. Дачемания, болезнь, довольно люто свирепствующая между петербуржцами, гонит всех из города; люди, по словам одного поэта:  «И скачут, и ползут, и едут и плывут» – вон из Петербурга, кто побогаче – подальше, а бедняки – на Петербургскую сторону; она, говорят, та же деревня, воздух на ней чистый, дома больше деревянные, садов много, к островам близко, а главное – недалеко от города; всего иному три, иному только пять верст ходить к должности».

Вон из Петербурга, кто побогаче – подальше, а бедняки – на Петербургскую сторону

По традиции, сложившейся в первой половине того века, на Каменном и Елагином островах отдыхала знать и придворные, на Крестовском острове проводили лето петербургские немцы-ремесленники, торговцы, купечество. Места так называемых царских летних резиденций (Елагин остров входил в их число) заселялись на летний сезон лицами, имеющими прямое отношение ко Двору, высшими чиновниками, семьями офицеров гвардейских полков. Прописка в этих местах была затруднена, так как там решающее значение имела благонадежность нанимателя дачи.

Дорога на Западную стрелку, 1913 г. Открытка. Интернет-ресурс: http://oldsp.ru.

На протяжении ста лет остров оставался во владении Романовых и был излюбленным местом отдыха императорской семьи. За долгие годы в Елагиноостровском дворце сложилась уникальная коллекция, основу которой заложили произведения, изначально выполненные по замыслу великого архитектора, мастера интерьера и декоративно-прикладного искусства Карла Росси.

Во время Крымской войны на западной стрелке острова была установлена артиллерийская батарея.

П. А. Столыпин с женой Ольгой Борисовной в парке Елагина острова. Петербург, 1906 г., Фотограф К. Булла. Архив КФФД

В начале XX века, а именно в период с 1907 по 1911 годы, собственный сад царской резиденции на Елагином острове становится местом летнего пребывания Председателя Совета Министров, министра внутренних дел Петра Аркадьевича Столыпина. Предложение поселиться на лето на Елагином острове он получил от Николая II зимой 1907 года. После покушения 12 августа 1906 года премьер-министру требовалась круглосуточная усиленная охрана. Некоторая изолированность Елагина острова позволяла соблюсти все условия.

П. А. Столыпин с дочерью на скамейке у Елагина дворца. Петербург, 1906 г. Фотограф К.Булла. Архив КФФД

Из воспоминаний М.П. Бок: «Мы часто ездили кататься на острова и всегда любовались прелестным дворцом на Елагином острове. Очаровательно белое здание издали ласкало взор своими классическими линиями, своими стройными колоннами. Приветливо шумели вокруг него вековые высокие деревья, и прелестью давнишних дней веяло от флигелей, лужаек и конюшен, окружающих дворец… За последнее десятилетие никто из царской семьи в Елагином не жил, а раньше там любил иногда жить Александр III и императрица Мария Федоровна и там давались небольшие балы».

Елагин дворец. Восточный фасад. Петербург, 1906-1907 г. Фотограф К. Булла. Архив ЕОДМ

История Елагина острова, XX век

В 1932 году на острове был открыт Центральный парк культуры и отдыха, ставший самым массовым местом отдыха ленинградцев. После гибели С. М. Кирова в 1934 году Крестовский, Елагин и Каменный острова переименовываются в Кировские, а Центральному парку культуры и отдыха присваивается имя С. М. Кирова.

На острове создаются многочисленные спортивные и детские площадки, аттракционы. От дворца к заливу прокладывается центральная аллея, на которой в 1935–1936 годах были установлены скульптурные композиции «Гимнасты на бревне», «Метательница диска», «Дискобол», «Балерина Уланова» известных советских скульпторов М. Г. Манизера и Е. А. Янсон-Манизер, которые на многие годы определили эстетическую ориентацию парка.

Во время Великой Отечественной войны дворцово-парковый ансамбль сильно пострадал

Во время Великой Отечественной войны дворцово-парковый ансамбль сильно пострадал: были повреждены интерьеры дворца и многие парковые павильоны. Сразу после окончания войны начались восстановительные работы, и в 1961 году возрожденный дворец принял своих первых посетителей как база однодневного отдыха трудящихся с выставочными залами на первом этаже. В эти годы на парк легла нагрузка основной зоны активного отдыха горожан.


Актуально