Загадочна история появления этого здания в Петербурге. Несмотря на имеющиеся архивные материалы, свидетельствующие об авторстве академика архитектуры Кочетова, известный специалист по петербургскому модерну Г. И. Алексеев предполагал, что здание возведено по проекту крупного финского архитектора Карла Аллара Шульмана (1863-1957), человека яркой судьбы, губернского архитектора Выборга.

Известно, что первое историческое упоминание о здании относится к 1837 году. В дальнейшем дом был надстроен и перестроен в стиле финский модерн архитектором Шульманом. Это произошло в 1904 году. В 1912, 1914 годах и после Великой Отечественной войны дом подвергался перестройкам. В итоге многочисленных изменений здание стало представлять собой сложный архитектурный комплекс из девяти флигелей разной этажности, расположенных на различных фундаментах, часть из которых примыкала к соседним зданиям.

Можно сказать, что это одно из редких зданий финской школы в Петербурге.

По Табели домомв СПб на 1891 г. (стб. 45) участок принадлежал Толмачеву. ВП на 1894 г. уже указывает владельцем Ивана Викторовича фон Бессера, онже остается владельцем дома до 1917 г.

Изначально здесь находился трехэтажный дом, а 12 сентября 1901 года его владелец, надворный советник барон фон Бессер объявил через Санкт-Петербургское общество архитекторов конкурс проектов перестройки здания. Условия конкурса были достаточно свободными: проектировщикам предоставлялась свобода выбора стиля (за исключением «русского стиля»), а компоновать массы можно было «не придерживаясь существующих форм фасада». На три первых премии выделялась 1000 рублей.

На конкурс поступило беспрецедентное количество работ — 88. Многие из них были присланы из Германии, что делало конкурс международным. Впрочем, все три первых места заняли молодые архитекторы, ученики Леонтия Бенуа О. Р. Мунц, А. И. Дмитриев и А. И. Дитрих. Тотальная победа «бенуавской школы» неудивительна, если учесть, что именно Леонтий Бенуа задавал тон в жюри конкурса.

Однако, фон Бессер не воспользовался проектами, победившими в конкурсе. Вместо этого новый проект был заказан архитектору Шульману. Как и победители конкурса, Шульман придерживался здесь трехосевой схемы, но создал более выразительную композицию.

В 1910-х гг. дом Бессера был внутри перестроен архитектором А. М. Кочетовым.

Иван Викторович фон Бессер действительный статский советник, потомственный дворянин, служащий Собственной Е. И. В. Канцелярии, член Попечительства о трудовой помощи, Дома трудолюбия для образованных женщин. Директор-распорядитель акционерного общества Пухтула-Гора. Этот дом единственное домовладение.

Здесь находилась приемная императорской канцелярии и «Дом трудолюбия для образованных женщин». В верхних этажах располагались жилые помещения.

Крупнейшие мастера петербургского северного модерна опирались в своем творчестве на достижения скандинавских (финских) зодчих. А дом № 19 — единственная постройка архитектора финской школы, в недрах которой и был синтезирован стиль северного модерна.

Открытая галерея-балкон, венчающая фасад, необычна для облика петербургских домов

Некоторые элементы архитектуры этого дома уникальны для нашего города. Открытая галерея-балкон, венчающая фасад, необычна для облика петербургских домов. Тщательно отделанные характерные детали серого камня — растительная орнаментика, зооморфные фигуры, герб владельца — относятся к лучшим образцам архитектурного убранства, ремесла, утраченного в эпоху войн и революций.

В советское время на первых этажах располагались аптека и булочная, а в наши дни после капитальной перестройки здесь разместился гостинично-торговый комплекс «Владимирский пассаж».

Метки:
Категории:История