Яркие моменты жизни дореволюционного Петербурга: Ресторан «Медведь»

30.04.2019 00:44

В 1723 г. Петр I издает указ – “сделать комедиантский дом из досок на адмиралтейском острову”. Располагалось первое городское зрелищное сооружение на берегу Мойки у Невского пр. Театр находился примерно на месте современного театра Эстрады им. Аркадия Райкина.

1 января 1770 года “Санкт-Петербургские ведомости” опубликовали новость о том, что в доме купца Демута отдаются внаём шесть покоев.

Трактир Демута стал популярным. Этому способствовало его местоположение – центр Петербурга. Со временем число номеров увеличилось до 60. Здесь находились как скромные одноместные номера с окнами во двор, так и роскошные многокомнатные апартаменты. Отель всегда был заполнен, несмотря на довольно высокую цену даже за самый дешёвый номер – не менее 25 рублей в месяц. В гостинице останавливались деловые люди, артисты. Иногда здесь давали концерты.

После смерти Демута в 1802 году его дочь Елизавета Тиран передала управление трактиром французу Гюге. Но название “Демутов трактир” продолжило существовать. Здесь бывали Пушкин, Грибоедов, Батюшков, Тургенев.

В биографии Демутова трактира был примечательный эпизод, связанный с биржевой лихорадкой 1860-х гг. В ту пору российская промышленность активно развивалась, возникали новые акционерные общества – и все большее значение приобретали биржи и биржевая игра. Многочисленных игроков, в числе которых были и дамы, привлекало одно: непрерывный рост цен на акции, а следовательно, существенная прибавка к доходам.

104 крупнейших питерских финансиста решили создать теневую биржу

Однако ажиотаж привел к тому, что цены стали вести себя непредсказуемо – от внезапного взлета до столь же внезапного падения. А потому 104 крупнейших питерских финансиста решили создать теневую биржу, целью которой было устанавливать курс ценных бумаг еще до начала торгов, что пресекло бы неожиданные перепады курса. Биржа разместилась в «Демуте» – гостиница стала настоящим штабом биржевых спекуляций.

Репортер «Санкт-Петербургских ведомостей» писал: «В Демутовом отеле собирались представители разных общественных слоев и положений: маклера, банкиры, генералы, чиновники. Они собирались утром и за бокалами шампанского гнали вверх бумаги безо всякого разбора… Установив цены, члены отеля отправлялись на биржу».

Особо влиятельной фигурой среди «демутовцев» был Альфред Бетлинг, 25-летний коммерсант, владелец полуторамиллионного состояния. Именно он во многом определял погоду на бирже. Состояние позволяло ему играть не только на повышение, но и на понижение. Биржевые маклеры знали: если Бетлинг с «демутовцами» играет на повышение, биржа будет спокойно, если на понижение – жди волнений. Легкие деньги «демутовцев» так же легко тратились: еженедельно эти теневые биржевики устраивали себе дорогостоящие развлечения.

Однако в марте 1869 г. прозвучал первый тревожный сигнал: цены на акции обвалились. Правда, затем они снова поднялись, но через полгода биржу ожидал крах: банки отказались давать биржевым спекулянтам ссуды.

Поскольку цены на акции были уже очень высоки, дальнейшая их массовая скупка оказалась невозможной. Началась паника, не обошедшая стороной и демутовцев. К 4 сентября на бирже не осталось ни одного покупателя – все только продавали акции, но, разумеется, безуспешно. Многие биржевики тогда разорились – в том числе и Альфред Бетлинг. В дальнейшем «Демутова биржа» еще пыталась собираться, но прежнего влияния на промышленный и экономический мир Петербурга она так и не обрела… Вскоре ей пришел конец.

А в 1878 году бельгийцем Эрнестом Игелем открывается ресторан “Медведь”, визитной карточкой которого стало чучело медведя с подносом в лапах, встречающего посетителей у входа.

Этот ресторан был один из самых популярных в Санкт-Петербурге

Этот ресторан был один из самых популярных в Санкт-Петербурге. Его постоянными посетителями были богатые фабриканты, заводчики, купцы и предприниматели. В 1910-х гг. ресторан часто посещал Фёдор Иванович Шаляпин.

Сразу после открытия “Медведь” был избран петербургскими литераторами для своих постоянных встреч. Игель специально для этого оборудовал подвальный этаж ресторана. Первый обед здесь состоялся 1 октября 1878 г.

Приглашения на “редакционные” обеды обязательно писались стихами. Торжественный вечер в честь актрисы М. Г. Савиной собрал в “Медведе” более тысячи гостей. На чествовании актёра К. А. Варламова хозяйкой-распорядительницей была В. Ф. Комиссаржевская.

В 1880-х гг. комплекс гостиничных зданий приобрело Петербургское городское кредитное общество. Вскоре им завладел Павел Григорьевич фон Дервиз. Для него здания перестраивались по проекту архитектора А. Ф. Красовского, часто работавшего на этого заказчика.

В ресторане было два зала на 100 и 150 мест, 20 кабинетов, которые обслуживали 70 официантов, штат кухни включал 45 поваров

В конце 1890-х годов ресторан возглавил бывший владелец московского «Яра» А.А. Судаков. При нем дело приобрело настоящий размах: в ресторане было два зала на 100 и 150 мест, 20 кабинетов, которые обслуживали 70 официантов, штат кухни включал 45 поваров, главный ресторанный зал обзавел­ся стеклянной крышей, а на эстраде засверкали парижские кафешан­танные звезды.

В 1898 году двор со стороны Большой Конюшенной улицы был перекрыт железостеклянным перекрытием, здесь был устроен большой зимний сад. Это один из первых атриумов в Петербурге. Позже помещения зимнего сада занял Русский торгово-промышленный коммерческий банк. Вход в него находился посередине здания, вход в ресторан “Медведь” – слева.

В 1905 году в «Медведе» появился первый в Петербурге «американ­ский бар», привлекавший своей новизной и необычностью как старых, так и, самое главное, новых клиентов. Здесь все было внове для русской публики: и необычные «смешанные» напитки, и барная стойка, и вы­сокие стулья.

«Пришли к „Медведю”, взобрались на стулья, получили по высокому стакану со льдом и с очень вкусным и пьяным снадобьем, выпили и повторили», — вспоминал Ю.В. Макаров (Макаров 1951: 229).

С этого времени состояние алкогольного опьянения в Петербурге ста­ли называть «барским настроением».

После капитальной реконструкции 1914 года (проект архитектора Н. И. Алексеева) помещения банка отошли ресторану. Зал прямоугольной формы вмещал в себя 250 человек и имел полукруглую эстраду с двумя лестницами по обеим сторонам. После этой реконструкции помещения банка стали принадлежать ресторану.

В 1917 г. ресторан был закрыт.


Актуально