В 1983 году в Ленинграде Валерием Алаховым и Игорем Веричевым была создана одна из первых отечественных групп, занимающихся электронной музыкой — «Новые композиторы».

Участники группы познакомились ещё школьниками. В 1983 году в студии Малого драматического театра был записан экспериментальный материал, представляющий собой оригинальную компиляцию из различных музыкальных фрагментов, технических шумов, звуков природы и космоса. Этот материал лёг в основу дебютного альбома «Космическое пространство».

За ним последовали две новые работы: «Балет трёх неразлучников» (1983) и «Контакты третьего рода» (1984).

Тимур Новиков, предложил им название «Новые композиторы»

Примерно тогда же Алахов и Веричев стали завсегдатаями находившегося прямо напротив МДТ Ленинградского рок-клуба и пересеклись со многими его участниками, включая Сергея Курёхина, «Кино» и «Аквариум». Затем они вышли на творческую группу «Новые художники», неформальный лидер которых, Тимур Новиков, предложил им название «Новые композиторы».

Игорь Веричев и Валерий Алахов, были первыми, кто ставил на сцене эксперименты с отказом от стандартных способов звукоизвлечения, и они же первыми из российских электронщиков были показаны с этим шоу на Западе. Используя в миксе «домашние заготовки» от классики до рока, подмешивая в них искусственные шумы, они стали пионерами отечественной электронной музыки.

Поначалу метод новой композиции был предельно прост: «мы отслеживали и записывали с радиоточек и телевизоров различные программы, — вспоминал об этих временах Алахов, — а потом делали выборку из всего этого материала. Собирали у друзей проигрыватели и магнитофоны всех видов, сносили в одно место, где был микшерский пульт. Потом всё это включали и сводили на один магнитофон.» По сути дела, это было такое сэмплирование вручную.

В 1985 году «Новые композиторы» совместно с Сергеем Курёхиным записали экспериментальную пластинку «Insect culture» («Насекомая культура»), вышедшую в 1987 году. Работа была высоко оценена западными авангардистами, в том числе Фрэнком Заппой. В качестве гонорара Курёхину привезли семплерный синтезатор «Prophet 2000», которым Алахов и Веричев часто пользовались.

В период с 1985 по 1987 годы ленинградские электронщики записали еще три альбома: «Ветер перемен» (1985), «Волшебная лампа Аладдина» (1986) и «Знание-сила» (1987).

Игорь Веричев также принял участие в создании альбома «Кино» — «Группа крови». В нем были использованы его шумы в песне «Прохожий».

В 1987 году, после начала разрешения частного предпринимательства, «Новые композиторы» зарегистрировали творческое объединение «Клуб научной фантастики» и работали в Ленинградском планетарии, в Звёздном зале проводили лекции-композиции для детей и взрослых, устраивали вечеринки и ночные техно-дискотеки.

Слова «Я хочу танцевать, я хочу двигать телом» стали своеобразным гимном эпохи

Записана композиция «Я хочу танцевать» была в Лондоне, в начале 1992 года.
Валерий Алахов: Я готовился к встрече с Габриэлем Воробьевым (чуть позже он станет известным как транс диджей Гаврила), который приехал в гости к Кате Голицыной. С Катериной я познакомился в Питере в 91-м и в Лондоне был у нее в гостях, в аристократическом районе Олимпия. Знал, что она потомок русской дворянской семьи с титулом принцесса… Когда приехал Гаврила, я предложил ему встретиться на студии моих друзей, где я мог заниматься творчеством, и Гавриле было интересно это все увидеть, сделать очерк или программу для радио. Конечно, он мог приехать туда только с Катериной, потому что был в Лондоне впервые. Мы встретились на студии, где я записал голос Кати в качестве наглядного примера, как я записываю музыку, сэмплирую и т.д. Я предложил Кате для теста что-нибудь сказать в микрофон, какую-нибудь реплику, и в голову мне пришла банальная фраза — «я хочу танцевать, я хочу двигать тело» — самые простые и затасканные слова, которые использовали в танцевальной музыке на английском языке, ну а тут — по-русски. Взял, да и сделал «кольцо» из классного ритма, добавил соло, и в результате получилась тема со словами Катиного голоса. Помню, Гаврила сказал, что стал свидетелем рождения будущего хита, хотя для меня это был сиюминутный эскиз, — так, для примера… Вскоре я уехал из Лондона в Роттердам, где меня ждал новый друг — Bob Stoute, с которым я и записал этот хит. Боб отдал треки своему лэйблу, а его брат сделал классное оформление обложки. И этот сингл стал нашей первой совместной работой-дебютом! Вот так, полушутя, и получился этот трек, который был издан в Голландии в 1993 году.

В 1990 году музыканты отправились в Англию, где с помощью продюсера Пита Фулвэта записали сингл The Sputnik Of Life. Она вошла в британские танцевальные чарты в октябре 1990 года.

Затем в тесном сотрудничестве с Георгием Гурьяновым они пригласили диджеев Яниса Крауклиса из Риги, WestBam из Берлина и проект «Low Spirit». Первая вечеринка прошла в январе 1991 года — с организацией было множество проблем, потому что до этого никто не устраивал ленинградских рейвов на официальном уровне.

В Звёздном зале проводили лекции-композиции для детей и взрослых, устраивали вечеринки и ночные техно-дискотеки

После распада СССР, в Санкт-Петербурге активизировались Великолукская, Малышевская и Тамбовская ОПГ. Сотрудничать с ними не было никакого желания, поэтому в 1992 году «Научная фантастика» покинула планетарий.

В 1997 году Брайан Ино приехал в Санкт-Петербург, чтобы познакомиться с русской культурой. В результате был записан новый материал для совместного альбома, который вышел в 1999 году под названием Smart. В 2000 году издана «новая» улучшенная версия, включавшая в себя не вошедшие композиции, кроме того, немного изменён порядок треков.

До определённого момента записи группы существовали только в единичных копиях. Началом широкого признания группы дома стало её сотрудничесово с компанией Шок Рекордз, для которой Алахов с Веричевым составили сборник «Технопорошок». Позднее их музыкальную продукцию начали издавать фирмы Manchester, Phono, Elektrus, Караван и т.д.

К концу 1990-х годов «Новые композиторы» прекратили работать на вечеринках и по ночам в клубах, предпочитая этому серьёзное творчество, хотя в России такое оплачивалось хуже. Тем не менее, их альбомы продолжали выходить, например, в 2003 году увидела свет работа «Sound Roots», где к ним присоединился Гермес Зайготт.

В 2015 году на лейбле «Special Session Recordings» вышел альбом «Start», содержащий архивные записи 1987 года, созданные совместно с музыкантами канонического состава группы «Кино» — Юрием Каспаряном и Георгием Гурьяновым. Издание выпущено на аудиофильском виниле с разворотным конвертом и архивными фотографиями.

По праву альбом «АСТРА» считается самым известным в мировом плане релизом коллектива. Альбом по мнению музыкальных критиков получил звание лучшего амбиент – альбома первого полугодия 1996 года. Вышедший в 1996 году в Финляндии альбом был в сущности промо-записью и планировался к пересведению и переизданию на крупном мейджор-лейбле. Музыканты подготовили расширенную версию альбома с некоторыми дополнительными партиями и даже треками, но судьба распорядилась по-другому и выпустить полноценную версию альбома «АСТРА» тогда не получилось и лишь в 2017 году альбом издали в том виде, в котором его задумывали авторы. Многие не знают, что оригинальное финское издание диска комплектовалось купюрой Банка России образца 1993 года, свернутой в трубочку и спрятанной под трей диска.

Метки:
Категории:История