Невский проспект – одна из самых первых и точно самая известная улица в Петербурге.

Ее протяженность составляет 4,5 км. Наибольшая ширина – 60 м у Гостиного Двора, а наименьшая – 25 м у реки Мойки.

На плане Санкт-Петербурга 1705 года Невского проспекта ещё нет, но первые городские постройки уже нанесены на карту. Также есть Новгородский тракт и пути к Зимнему дворцу и Адмиралтейству по берегу Невы. Официальным годом рождения Невского проспекта можно считать 1718 год.

Невский пересекает три реки: Мойку (Зеленый мост), канал Грибоедова (Казанский мост) и Фонтанку (Аничков мост).

Необходимость в прокладке Невского проспекта возникла вскоре после основания Санкт-Петербурга. Единственный сухопутный путь, который связывал Адмиралтейство (промышленный центр нового города) с центральной Россией — Новгородская дорога, от которой по берегу Невы шла тропа. Новгородская дорога проходила примерно по линии современного Лиговского проспекта до Таврического сада. Тропа пересекала Фонтанку по плотине, построенной мастером И. Матвеевым к 1705 году по прямому указанию Петра I: «Перебить тое речку».

Новгородская дорога проходила примерно по линии современного Лиговского проспекта до Таврического сада

В начале 1710-х годов был заложен монастырь (будущая Александро-Невская лавра) и рядом с ним быстро выросло поселение. Возникла необходимость связать два городских центра с Новгородским трактом, который вёл внутрь страны. По высочайшему повелению началось сооружение просеки.

В 1712 году монахи монастыря начали прокладывать дорогу от монастыря к Новгородскому тракту, к 1718 году она была завершена («…проложена и управлена»). Для строительства просеки требовалось преодолеть болотные топи. Технология строительства была достаточно простой — валили лес, корчевали пни, для осушения болот рыли канавы и по трассе дороги укладывали фашины, засыпая их песком.

Просеки от Адмиралтейства и от лавры вместе и образовали будущий Невский проспект. Именно тем, что две дороги прокладывались независимо друг от друга, и объясняется излом улицы в районе современной площади Восстания. По замыслу архитектора Н. Ф. Гербеля проспект стал одной из пяти лучевых улиц, расходящихся от Адмиралтейства.

Так или иначе, Невский проспект возник во второй половине 1710-х годов. Историки указывают, что два отрезка Невского проспекта изначально не были связаны между собой — просеки вышли к Новгородской дороге в разных точках. Есть мнение о том, что более трудный участок («монастырский») был пройден первым.

Проспект сразу стал крупной востребованной магистралью и, после наведения мостов через водные преграды, полностью заменил старую тропу. Зелёный мост через Мойку был наведён в 1720 (возможно в 1717—1718 годах). Мост был деревянный, подъёмной конструкции. Переправа являлась городской границей в 1703—1726 годах, здесь собирались подати, для этого стоял Мытный двор, рядом с которым находился Гостиный двор.

Ещё раньше был построен мост через Фонтанку, в 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы уже были закончены и деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрыл как сам проток, так и заболоченную пойму. C 1726 года сюда была перенесена городская граница, была построена караульная будка.

В 1721 году начальный участок, проходящий по Адмиралтейскому лугу, был обсажен с обеих сторон рядами берёз, образовавшими аллею. В 1720-х годах дорога была благоустроена: были высажены четыре ряда берёз по сторонам дороги, эти деревья регулярно подстригались. В этот же период дорогу замостили камнем, её содержали в чистоте пленные шведы. С 1723 года проспект первым в России получил уличное освещение: были установлены масляные фонари, позже под ними были установлены скамейки для отдыха прохожих.


Сохранилось описание этой аллеи, выполненное в 1721 году камер-юнкером в свите герцога Карла-Фридриха Голштейн Готторпского:

Около шести вечера прибыли мы благополучно в Петербург, который со времени моего отъезда оттуда так изменился, что я вовсе не узнал его. С самого начала мы въехали в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем, и по справедливости названную проспектом, потому что конца её почти не видно. Она проложена только за несколько лет и исключительно руками пленных шведов. Несмотря на то, что деревья, посаженные по обеим её сторонам в три или четыре ряда, ещё невелики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой её содержат (пленные шведы должны каждую субботу чистить её), и она делает чудесный вид, какого я нигде не встречал. На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта.

— Фридрих-Вильгельм фон Берхгольц. Запись в дневнике от 23 июня (4 июля) 1721 года.


Своё современное название Невский проспект получил не сразу, а лишь в 1781 году, произошло от названия Александро-Невской Лавры, которая носит имя святого благоверного князя Александра Невского. До этого магистраль, соединявшая Адмиралтейство и Александро-Невскую лавру называлась сначала просто дорогой к Невскому монастырю или першпективной дорогой к Невскому монастырю (с 1718 года), затем сменила несколько похожих названий: Большая першпективная дорога, Большая Невская першпектива, Невская першпектива (с 1768 года). Часть проспекта от современной площади Восстания до Александро-Невской лавры непродолжительное время (в 1753 году) носила название Старая Невская Першпективная улица. С 1781 года название Невский проспект стало официальным, хотя в 1783—1785 годах существовало название Большой Невский проспект.

В октябре 1918 года к первой годовщине Октябрьской революции магистраль получила название проспект 25-го Октября, которое просуществовало чуть более четверти века, после чего в блокадном Ленинграде проспекту было решено вернуть историческое название. С 13 января 1944 года проспект снова называется Невским.

Вся застройка теневой стороны начала XVIII века была уничтожена пожаром 1736 года. После этого согласно решениям комиссии о Санкт-Петербургском строении деревянных домов на Невском больше не строили, и с 1766 года на проспекте строились только каменные дома.

В XVIII веке начало перспективы, которую открывал первый Зимний дворец (ныне дома 11—15) застраивалась дворцами знати, многие из которых сохранились до сих пор: Строгановский дворец, дом Чичерина, Аничков дворец, в конце XVIII века начал возводиться дворец Белосельских-Белозерских. На правой стороне появились католическая церковь Святой Екатерины, Армянская церковь. В 1761—1785 годах построен Гостиный двор, превративший проспект в торговый центр города.

К началу XIX века в целом сложился облик Невского проспекта. В 1801 году на углу Садовой улицы построено здание Публичной библиотеки, в 1799—1804 годах — здание Городской думы.

В 1804—1806 годах воздвигнут дом Чаплиных (дом 13), в 1801—1811 годах — Казанский собор (вместе с ним сформировалась Казанская площадь). С 1800 до 1819 года между Полицейским (ныне Зелёным) и Аничковым мостами существовал бульвар, в 1830-х годах на Невском проспекте сооружена торцовая мостовая, просуществовавшая до 1930-х годов. В 1820-х годах построен дом Сухозанета (дом 70), в 1830-х годах — здание банка (дом 38, архитектор К. И. Росси), в 1831—1833 — дом Голландской церкви (дом 20), где в 1839 году помещалась редакция журнала «Отечественные записки», в 1833—1838 годах — Лютеранская кирха святого Петра (между домами 22—24). В 1846 году сооружено здание «Пассажа» (дом 48), в 1800 году — дворец Белосельских-Белозерских (дом 41; перестроен в 1846). С постройкой в 1851 году Николаевского (ныне Московского) вокзала возникла Знаменская площадь, которая вот уже 90 с лишним лет называется площадью Восстания в честь событий Февральской революции и является важным архитектурно-композиционным узлом города.

В первой половине XIX века проводятся работы по благоустройству проспекта. В 1832 году его от Адмиралтейства до реки Фонтанки мостят торцом. В 1839 году участок от Адмиралтейства до Литейного проспекта начали освещать газовыми фонарями. От Знаменской площади вдоль проспекта в 1843 году началось регулярное движение омнибусов. В 1863 году по Невскому проспекту была пущена конка. 30 декабря 1883 года проспект получил электрическое освещение. В конце XIX — начале XX веков на Невском проспекте строились здания банков, правлений акционерных обществ, торговых фирм, многие двухэтажные дома надстроены до четырёх-пяти этажей. В 1901—1903 году сооружён дом Торгового товарищества «Братья Елисеевы» (дом 56/8), в 1902—1904 годах — дом компании «Зингер» (ныне «Дом книги»).

В декабре 1907 года по Невскому проспекту открыто движение трамваев. В 1911—1912 годах построены дом Вавельберга (дом 7/9) и торговый дом Мертенса (дом 21).

15 января 1930 года на пересечении проспекта 25 Октября и проспекта Володарского (ныне Литейный проспект) был установлен первый в СССР светофор.

В 1936 году по проспекту 25 Октября, покрытому асфальтом, пошли первые в городе троллейбусы.

594288 09.10.1941 Аэростаты на Невском проспекте в Ленинграде. Анатолий Гаранин/РИА Новости

13 января 1944 года перед окончательным снятием блокады Ленинграда по просьбе жителей многим улицам были возвращены исторические названия, в том числе и Невскому проспекту.