На телеканале «Россия» премьера исторической драмы «Столыпин»

29.10.2024 00:48
Столыпин

«Столыпин» – масштабная историческая драма режиссера Алексея Андрианова. Проект создан киностудией «Москино» при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»).

5 ноября в 21:30 на телеканале «Россия», а уже с 28 октября на медиаплатформе «Смотрим» – премьера масштабной исторической драмы «Столыпин» режиссера Алексея Андрианова («София», «Годунов» и «Грозный»). Проект создан киностудией «Москино» при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»). В главных ролях: Александр Устюгов, Александр Яценко, Стася Милославская, Павел Попов, Екатерина Волкова, Юрий Насонов, Сергей Барковский, Дарья Коныжева, Мария Палей, Борис Каморзин, Алексей Морозов, Павел Трубинер, Иван Агапов, Александр Горбатов, Андрей Ургант, Владимир Юматов и другие.

 

История одного покушения, которое изменило будущее России

1906 год. Министр внутренних дел Российской империи Пётр Столыпин прибывает в Санкт-Петербург. Группа революционеров-максималистов разрабатывает план убийства «врага революции». Кто выйдет победителем в этом противостоянии – беспощадные, твердо уверенные в своей правоте сторонники кровавого террора или Столыпин, работающий без устали, лишь бы навести порядок в раздираемой политическим насилием стране?

Пётр Аркадьевич Столыпин – историческая справка

Пётр Аркадьевич Столыпин родился 14 апреля 1862 года в Дрездене в семье генерал-майора Аркадия Дмитриевича Столыпина, принадлежавшего к известному с начала XVI века дворянскому роду, и Натальи Михайловны Горчаковой, происходившей из князей Горчаковых, потомков Рюрика.

Столыпин Екатерина Жукова, продюсер: «Неожиданностью для меня было то, что про Столыпина почти ничего нет. Фигура сильнейшая, мощнейшая, сделавшая колоссальные вещи для России. За пять лет, что он был премьер-министром, он совершенно изменил экономическую и политическую ситуацию в стране. И про него нет ничего! До революции о нем, в общем-то, никто ничего не писал: потому что, как часто бывает с людьми, которые дело делают, его не жаловали ни левые, ни правые. При советской власти это тоже был от силы один абзац в учебниках: за Столыпиным закрепилась слава вешателя, и он действительно в отношении революции и революционеров был настроен крайне жестко. Да и потом тоже почему-то, при всем понимании значимости этой личности, никто о нем особо никогда ничего не писал и не снимал. Может, от того, что он был человеком правильным, патриотом, государственником, абсолютным монархистом, любящим отцом, прекрасным мужем. Скажем так, не кинематографическая совершенно фигура. История нашего проекта уходит еще к одному деятелю политического Олимпа – министру финансов в молодой России Борису Фёдорову. Он с молодых лет увлекся историей Столыпина и его реформ, очень серьезно все это изучал, написал много книг, был инициатором публикаций воспоминаний дочерей и соратников Столыпина. По большому счету все, что мы сейчас имеем взвешенно и правдиво о фигуре Столыпина, это все благодаря Борису Григорьевичу Фёдорову. Именно его книга «Пётр Столыпин: «Я верю в Россию», прежде всего, помогла нам в работе над сценарием, а также личная домашняя переписка Столыпина, письма старшей дочери из Парижа к родителям дали нам возможность почувствовать и предложить зрителю почувствовать Столыпина и сделать свои выводы об этом человеке, о тех, кто его окружал, об этом времени». Алексей Андрианов, режиссер: «Сериал «Столыпин» – очередной наш проект из цикла «История любви, история России». Сценарий мне понравился, мне показалось, что это можно сделать интересно. В истории вообще всегда интересно копаться. И исторические проекты меня привлекают, в первую очередь, тем, что я сам погружаюсь в эти эпохи и досконально, до мелочей разбираю суть того времени, чем люди жили, какие события происходили. История развивается по спирали, зачастую повторяется, как я это заметил, делая исторические проекты, и мне любопытно отмечать эти моменты. Про Столыпина я, конечно, что-то знал: я учился в школе в Саратове, там про него много рассказывали, поэтому в общих чертах понимал, что это за личность. Но в советское время это подавалось так, будто он был жестким тираном: в памяти всплывают все эти «столыпинские вагоны», «столыпинские галстуки». Но, когда ты начинаешь разбираться в истории, становится понятно, для чего нужны были эти меры, и к чему они в итоге привели, сколько Столыпин сделал для страны, в чем была полезность его реформ для России, в чем была его основная цель жизни. Я с удивлением узнал, что при том, что страна находилась в очень сложных условиях, в массах царили революционные настроения, на фоне проигранной русско-японской войны люди уже не верили ни во что хорошее, состояние у людей было антипатриотическое, реформы Столыпина привели к огромному повышению экономики в России, к большому приросту населения. И еще удивительно было осознать, насколько он был одинок в своем стремлении провести эти реформы, потому что практически все были против него: и власть его сдерживала, и Дума, и левые, и правые, и министерства. Это тот случай, когда люди видят что-то, что они не совсем понимают, и у них это вызывает отрицание. И он как ледокол – я так себе представляю – шел через эти льды и пробивал их в том состоянии страны, в котором было практически невозможно это сделать. Но он это делал, и делал настолько ярко и показательно, что, конечно, это вызывает большое уважение и удивление».

Высшее образование Пётр Аркадьевич получал на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, где выбрал своей специальностью агрономию. В 1885 году Столыпин блестяще окончил университет, получив необычайно высокий для выпускника чин коллежского секретаря, и начал стремительную карьеру на государственной службе. В 1902 был назначен губернатором в Гродно. В 1904 году Столыпин занял должность губернатора Саратовской губернии, где его застала русско-японской война и бурные события последовавшей за ней первой русской революции 1905 года. Подавляя захлестнувшие губернию революционные протесты, Пётр Аркадьевич проявил себя как человек жесткий и неумолимый, преданный монархии и абсолютно бесстрашный.

В апреле 1906 года Николай II назначил Столыпина министром внутренних дел. На этом посту Столыпин руководил практически всеми ключевыми для жизнедеятельности империи структурами: местными властями, полицией, уголовно-исполнительной системой, заведовал обеспечением продовольствием, почтой, телеграфом, пожарной и медицинской службой и др.

Столыпин

Столыпин разработал указ о военно-полевых судах на смену малоэффективным военным: новые суды рассматривали дела о преступлениях в течение двух дней, а приговор исполняли в течение дня после его объявления. В результате волна революционного движения спала, и в стране восстановилась стабильность. Также Пётр Столыпин издал указ о паспортах для крестьян – это уравняло их в правах с остальными сословиями Российской империи. Начал разрабатывать масштабный проект аграрной реформы, предложив отдать крестьянам еще не освоенные земли Поволжья и Сибири и предоставлять в Крестьянском поземельном банке дешевый кредит на 50 лет для выкупа земли у помещиков.

Создатели о фильме «Столыпин»

Мария Ушакова, продюсер

«Огромная честь и ответственность снять фильм о таком величайшем политическом деятеле России, как Пётр Аркадьевич Столыпин. Масса мифов ходит вокруг его политической деятельности. И мы хотим, с одной стороны, развеять эти мифы, а с другой – раскрыть тему и рассказать о его колоссальном вкладе.

В своих предыдущих исторических сериалах – «София», «Годунов», «Грозный» – мы, соблюдая основные исторические вехи, все-таки допускали художественный вымысел. Здесь мы не могли себе это позволить: слишком ответственный материал, слишком значительна фигура Столыпина. Поэтому сценарий писался с участием серьезных историков, каждому факту было придано огромное значение, чтобы все было максимально достоверно.

Автор сценария Тимур Эзугбая вместе с продюсером Екатериной Жуковой очень много времени потратили на то, чтобы не исказить исторические факты и сделать это все-таки интересным, привлекательным для зрителей. Чтобы это не выглядело как документальное кино, была добавлена линия молодых бомбистов-террористов: там тоже почти все реальные персонажи, но есть и вымышленные. У них там и любовь, и предательства, и душевные метания, и заговоры, и взрывы – смотрится увлекательно».

Екатерина Жукова, продюсер

«Неожиданностью для меня было то, что про Столыпина почти ничего нет. Фигура сильнейшая, мощнейшая, сделавшая колоссальные вещи для России. За пять лет, что он был премьер-министром, он совершенно изменил экономическую и политическую ситуацию в стране. И про него нет ничего! До революции о нем, в общем-то, никто ничего не писал: потому что, как часто бывает с людьми, которые дело делают, его не жаловали ни левые, ни правые. При советской власти это тоже был от силы один абзац в учебниках: за Столыпиным закрепилась слава вешателя, и он действительно в отношении революции и революционеров был настроен крайне жестко. Да и потом тоже почему-то, при всем понимании значимости этой личности, никто о нем особо никогда ничего не писал и не снимал. Может, от того, что он был человеком правильным, патриотом, государственником, абсолютным монархистом, любящим отцом, прекрасным мужем. Скажем так, не кинематографическая совершенно фигура.

История нашего проекта уходит еще к одному деятелю политического Олимпа – министру финансов в молодой России Борису Фёдорову. Он с молодых лет увлекся историей Столыпина и его реформ, очень серьезно все это изучал, написал много книг, был инициатором публикаций воспоминаний дочерей и соратников Столыпина. По большому счету все, что мы сейчас имеем взвешенно и правдиво о фигуре Столыпина, это все благодаря Борису Григорьевичу Фёдорову. Именно его книга «Пётр Столыпин: «Я верю в Россию», прежде всего, помогла нам в работе над сценарием, а также личная домашняя переписка Столыпина, письма старшей дочери из Парижа к родителям дали нам возможность почувствовать и предложить зрителю почувствовать Столыпина и сделать свои выводы об этом человеке, о тех, кто его окружал, об этом времени».

Алексей Андрианов, режиссер

«Сериал «Столыпин» – очередной наш проект из цикла «История любви, история России». Сценарий мне понравился, мне показалось, что это можно сделать интересно. В истории вообще всегда интересно копаться. И исторические проекты меня привлекают, в первую очередь, тем, что я сам погружаюсь в эти эпохи и досконально, до мелочей разбираю суть того времени, чем люди жили, какие события происходили. История развивается по спирали, зачастую повторяется, как я это заметил, делая исторические проекты, и мне любопытно отмечать эти моменты.

Про Столыпина я, конечно, что-то знал: я учился в школе в Саратове, там про него много рассказывали, поэтому в общих чертах понимал, что это за личность. Но в советское время это подавалось так, будто он был жестким тираном: в памяти всплывают все эти «столыпинские вагоны», «столыпинские галстуки». Но, когда ты начинаешь разбираться в истории, становится понятно, для чего нужны были эти меры, и к чему они в итоге привели, сколько Столыпин сделал для страны, в чем была полезность его реформ для России, в чем была его основная цель жизни. Я с удивлением узнал, что при том, что страна находилась в очень сложных условиях, в массах царили революционные настроения, на фоне проигранной русско-японской войны люди уже не верили ни во что хорошее, состояние у людей было антипатриотическое, реформы Столыпина привели к огромному повышению экономики в России, к большому приросту населения. И еще удивительно было осознать, насколько он был одинок в своем стремлении провести эти реформы, потому что практически все были против него: и власть его сдерживала, и Дума, и левые, и правые, и министерства. Это тот случай, когда люди видят что-то, что они не совсем понимают, и у них это вызывает отрицание. И он как ледокол – я так себе представляю – шел через эти льды и пробивал их в том состоянии страны, в котором было практически невозможно это сделать. Но он это делал, и делал настолько ярко и показательно, что, конечно, это вызывает большое уважение и удивление».

Столыпин

Александр Загоскин, художник-постановщик

«Я знаю Столыпина как великого человека, который хотел сделать реформы и преобразовать страну. Но в то же время у него были семья, дети, любящая жена, дом, в котором он жил. И мне, прежде всего, были важны его человеческие качества, как отца, как мужа и вообще человека. Человека, который может прийти с работы, выпить рюмку водки, съесть соленый огурец, снять носок и бросить его в угол, человека, которому ничто человеческое не чуждо. И вот эта живая атмосфера его домашней жизни, быта, натюрморта, уголка в интерьере, меня больше всего занимает. И, на мой взгляд, интерьеры дома Столыпина у нас хорошо получились – там есть атмосфера его человечности, о которой я так беспокоился все время. Там есть жизнь».

Интересные факты о фильме «Столыпин»

  • При создании сценария основным документальным источником стали материалы книги известного экономиста, политика и бизнесмена Б.Г. Фёдорова «Пётр Столыпин: «Я верю в Россию», личная переписка П. А. Столыпина, воспоминания современников и ряд других исторических материалов и научных исследований.
  • Основные съемки сериала проходили в Санкт-Петербурге: на Миллионной улице, Витебском вокзале, в Доме архитектора и Доме ученых, в Елагином дворце и Мраморном дворце (все сцены заседаний Госсовета). Сцену в киевском театре, где произошло последнее, роковое покушение на Столыпина, также снимали в городе на Неве – а именно в Александринском театре.
  • Один съемочный день группа провела в Саратове, где были сняты сцены флэшбеков. Съемки проводились рядом с особняком, где в 1903–1906 годах жил и работал саратовский губернатор Пётр Столыпин, будущий премьер-министр России. Сейчас в бывшей «резиденции губернаторов» находится Областной клинический противотуберкулезный диспансер.
  • Для создания атмосферы Серебряного века оператор выбрал специальную оптику, которая дает своеобразный мягкий рисунок.
  • Главным предметом гордости реквизиторов стала медная ванна начала XX века.
  • В одном из эпизодов в роли Фёдора Шаляпина снялся Александр Горбатов. Артист предстал в кадре в костюме, который был сшит для его персонажа в сериале «Шаляпин». Также группе «Столыпина» достались в наследство рукодельные уличные вывески и костюмы массовки, изготовленные для «Шаляпина».
  • Министр народного просвещения Пётр Михайлович Кауфман в реальности очки не носил. Но исполнитель этой роли Андрей Ургант решил, что очки подходят образу его персонажа, и в итоге в некоторых сценах он появляется в очках.
  • Попросила добавить очки своей героине и Дарья Коныжева, сыгравшая революционерку Надежду Терентьеву.
  • Казенная дача Столыпина на Аптекарском острове не сохранилась, поэтому сцены в этой локации снимали в особняке купца Громова на углу Миллионной улицы и Мраморного переулка, который по архитектуре очень похож на дачу Столыпина. Там же частично была снята сцена взрыва во время покушения на Петра Аркадьевича. Остальная часть сцены снималась в павильоне, где был выстроен фасад здания.
  • В павильоне также был выстроен большой двухэтажный комплекс интерьеров дачи Столыпина: кабинет Петра Аркадьевича, комната старшей дочери Марии, столовая, приемная, кабинет, холл, коридоры.
  • Также в павильоне «поселились» и противники премьер-министра: здесь построили декорации конспиративной квартиры террористов, ванной, кухни и квартиры футуристов.
  • Праздник воздухоплавания с настоящими самолетами и возведенными ангарами снимали на спортивном аэродроме Сиворицы в селе Никольское Гатчинского района Ленинградской области.
  • Для съемок была изготовлена точная копия самолета «Фарман IV», на котором летал Лев Мациевич (Александр Яценко). Изначально самолет хотели поднять вверх на специальном кране, чтобы было ощущение полета, но из-за сильного ветра от этой идеи пришлось отказаться, поэтому все сцены в воздухе сделаны с помощью компьютерной графики. А для съемок сцен разгона и приземления самолет тащили по земле на специальных сцепках.
  • Консультантом по военному и форменному костюму выступил профессор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Аранович, специалист по истории военного костюма и тылового обеспечения.
  • Для всех главных героев костюмы шились индивидуально. Также частично отшивали костюмы на массовку, в основном – рабочие пиджаки и косоворотки.
  • Почти все мелкие детали для форменных военных костюмов были сделаны на заказ: кокарды, лычки, погоны. Только погон было изготовлено свыше 30 штук.
  • Гардероб Петра Столыпина (Александр Устюгов) составили 3 повседневных комплекта, белый мундир, черный мундир, 5 пар брюк, рубашки, котелки. Сшили также три пары обуви, но в основном Александр Устюгов снимался в одних и тех же ботинках, в которых ему было максимально комфортно и которые подходили ко всем костюмам.
  • Самые экстравагантные, прогрессивные наряды были у революционерки Натальи Климовой (Стася Милославская): блузки-рубашки, жилеты и даже юбка-брюки, которые в то время еще не были широко распространены.
  • У Ольги Борисовны Столыпиной (Мария Палей) были классические костюмы нежных светлых цветов: голубые, белые, молочные, что подчеркивало ее спокойный, домашний характер. В общей сложности наряды героини Марии Палей насчитывают 5 блузок, 4 юбки, 2 жакета, один дорожный костюм, несколько шляпок и шалей.
  • Из антикварных вещей были сумочки, украшения, серьги и несколько жемчужных пуговиц, украсивших блузку Ольги Борисовны. А также антикварные ткани: бархат, кружево, тесьма.
  • Для сцены светского вечера, куда Столыпин приходит вместе с супругой, продюсер Екатерина Жукова отдала для Ольги Борисовны свое платье от известного бренда, вручную расшитое стразами. И это современное платье было переделано под историческое.
  • К моменту окончания съемочного процесса дети-актеры стали вырастать из костюмов и обуви, сшитых на них во время подготовительного периода. И хотя вся одежда уже была впритык, съемки успели завершить без пошива дополнительной одежды.
  • Для съемок сцены взрыва пришлось изготовить костюмы в нескольких экземплярах: в кадре вся одежда оказывалась в пыли и бутафорской крови, которая очень сложно очищается.
  • Исполнитель роли студента Алексея Любомирова Юрий Насонов попросил оставить ему в личное пользование пальто, которое меньше всего пострадало во время съемок взрыва.
  • Для офицера-летчика Льва Мациевича (Александр Яценко) удалось найти антикварную кожаную куртку авиатора. Однако она была двубортной, и специально для съемок на куртке заменили и переставили пуговицы, чтобы сделать ее однобортной, а перед тем как вернуть владельцу, переделали все обратно.
  • Также у героя Александра Яценко были антикварные очки авиатора, точно такие, какие использовались именно в то время.

ТОП 100 Ресторанов Петербурга

Роскошные рестораны Москвы

Актуально