Инвестиции в работы актуальных начинающих художников — одна из самых насущных тем на рынке искусства. Привычная рекомендация для коллекционеров звучит так: покупать классику, антиквариат и тираж от мастодонтов арт-мира. Однако арт-консультанты все чаще советуют не избегать молодых имен, а наоборот — приглядеться к ним и сделать выбор в их пользу.
Я работаю в искусстве больше 10 лет. А еще — являюсь активным коллекционером, который всегда внимательно относится к тенденциям и следит за изменениями арт-рынка практически в режиме онлайн. Мой опыт позволяет сказать, что у инвестиций в молодое искусство есть как плюсы, так и минусы. В этой статье я разберу все факторы, влияющие на стоимость “новых талантов” и ваше окончательное решение по поводу покупки.
Почему «старое» искусство советуют чаще?
По данным ежегодных отчетов Art Basel, классическое искусство, антиквариат и искусство послевоенной эпохи (произведения, созданные после 50-х годов 20 столетия) стабильно занимают первые строчки в топе самых популярных арт-приобретений. Это общемировая тенденция: в России также наблюдается высокий интерес к классике и антиквариату, а искусство нонконформистов (художников второго русского авангарда) регулярно получает рекордный прайс и уходит в частные руки быстрее, чем кто-то успевает об этом написать.
Арт-консультанты привычно советуют Ренессанс, барокко, авангард, антиквариат, представляя произведения этих категорий как одни из самых экономически выгодных и стабильных. За время существования этих работ на рынке они успевают обрасти внушительным провенансом и имеют собственную предсказуемую динамику ценообразования. Их авторы имеют устойчивую репутацию, широко известны участникам рынка и за пределами арт-сообщества. Коллекционеры интуитивно стремятся к покупке чего-то понятного и предсказуемого: такая арт-инвестиция – хорошее вложение не только в финансовом, но и в культурно-просветительском плане.
Молодое искусство: ценообразование и его динамика
На арт-рынке стремительно появляются новые талантливые имена, которые довольно быстро переходят в статус “звезд” с шестизначным ценником на этикетке. Как это происходит?
Ценность работы художника и его творческий потенциал оцениваются по нескольким критериям. Один из них — соответствие произведения актуальным тематикам и трендам. Если картины и скульптуры “откликаются”, вызывают личные эмоции и воспоминания — у них есть потенциал к популяризации. Многие арт-покупки являются прежде всего эмоциональными, поэтому ориентир на насущные темы и саморефлексию делает искусство привлекательнее.
Второй аспект — репутация художника, которая складывается из регулярности его участия в арт-ярмарках и выставках, частоты релизов новых произведений, появления в медиа и других активностей. Художник, который создает вокруг себя информационное поле, на сегодняшний день имеет больше шансов получить долгосрочные позитивные прогнозы.
Третий аспект, который я бы назвала самым важным — это сотрудничество художника с галереей. Крупные арт-пространства сосредоточены не только на продаже “голубых фишек”, но и на развитии собственных звезд. Грамотное вложение в будущее художника в виде регулярных выставочных и коллаборационных проектов — инвестиция со стопроцентной окупаемостью.
На что обращать внимание коллекционеру, который еще не сформировал четкого представления об искусстве и находится в поиске собственного художественного вкуса? Прежде всего, на активность художника за последние несколько лет: наличие списка совместных и персональных экспозиций гарантирует узнаваемость на арт-рынке и позитивно влияет на цену.
Моя личная рекомендация – обращать внимание на тиражную графику и скульптуру
Моя личная рекомендация – обращать внимание на тиражную графику и скульптуру: такие работы чаще всего находятся в контексте поп-культуры, пользуются большим спросом, стоят дешевле оригинального арта и имеют хорошие перспективы в плане ценовой динамики.
Тренды последнего десятилетия
За минувшее десятилетие тренды в искусстве не претерпели серьезных изменений. Тренд возникает в качестве реакции на актуальные общественные запросы. С 2010 по 2020 годы в топе запросов находились экологические проблемы, глобальная диджитализация, поиск самого себя и своих исторических корней. В эпоху перемен люди стремятся либо «заземлиться», либо отчаянно фантазировать.
Прямо сейчас в SISTEMA GALLERY проходит выставка «Быстрые свидания». Тренды арт-рынка в работах молодых художников». Этот проект стал полноценным исследованием тенденций в искусстве за последнее десятилетие. Один из них – возвращение интереса к наивному искусству: он вызван тем, что люди испытывают потребность расслабиться, почувствовать себя «в своей тарелке» и вернуться в условное «состояние детства».
Потребность в стабильности, поиск смыслов и попытки «увидеть будущее» порождают развитие нового сюрреализма, созданного с помощью гибридного художественного языка: мастера активно привлекают к работе над произведением различную технику и создают новые форматы, которые формируют принципиально новый пласт искусства – порой, не до конца понятный и осязаемый в денежном эквиваленте.
Так, еще несколько лет назад технология NFT находилась на пике своей популярности, арт-токены пользовались колоссальным спросом и создавались крупнейшими культурными институциями мира (целую серию токенов создал и петербургский Эрмитаж). Однако сейчас спрос на NFT начинает падать, а интерес к нейросетям – расти. При этом их применение в искусстве, с одной стороны, отвечает запросам времени и формирует актуальную стилистику, а с другой – обнаруживает неготовность общества однозначно оценивать такое искусство, и тем более – в него вкладываться.
Значительное влияние на современное искусство оказала философия спекулятивного реализма 2000-х годов, которая заново поставила вопросы о мире за пределами человеческого восприятия. В попытке осмыслить эту идею и сформировалось объектно-ориентированное искусство, которое, задействуя экспериментальные техники и аутсайдерские практики, обратилось к поиску «вне-человеческих» форм и образов «сбоя реальности».
Масштабное eco-friendly движение возвращает и художника, и его потенциального покупателя к натуральным материалам – реальным, осязаемым, способным вызывать некие тактильные переживания. Мастера вновь активно используют керамику, дерево, текстиль, металл и стекло, позволяя текстуре материала диктовать свои условия.
Молодые зарубежные художники
Прямо сейчас российский арт-рынок стремительно развивается и растет: сказывается изоляция от мирового контекста и временный фокус на внутренний потенциал. И все же зарубежные художники по-прежнему рассматриваются как более выгодная и стабильная инвестиция.
Среди коллекционеров растет интерес к самобытному восточному искусству. Арт-рынок Турции, Ирана, Индии оказался насыщенным интересными работами с перспективой хорошей ценовой динамики.
В SISTEMA GALLERY этим летом прошла масштабная выставка “ВЗГЛЯД НА ВОСТОК”: галерея представила произведения индийских, турецких и иранских художников, чьи работы отражают культурное и историческое многообразие региона. Художники работают как в русле многовековых традиций Востока, так и в общемировом контексте, умело сочетая тематики, техники и палитры, обширно используя метафорический язык в диалоге со зрителем.
В октябре галерея запускает выставку австрийского художника и фотографа Руди Молачека “Энергия цвета”. Яркие, экспрессивные работы одного из главных участников движения нео-фовистов построены на взаимодействии цвета и объемного мазка, которое создает ощущение некоего энергетического импульса. Руди Молачек — локомотив диджитал-арта: в 1990-е он работал с компьютерной графикой, а также активно экспериментировал с сочетанием фотографии и живописи.
Таким образом, SISTEMA GALLERY старается объединить искусство Востока и Запада, предоставив им общее пространство, формируя у зрителя единое представление о мировой визуальной культуре и предлагая самостоятельно выбрать вектор развития своего интереса. Кроме того, изучение одновременно Восточного и Европейского арт-рынков позволяет выделить ряд общих тенденций и подчеркнуть, в общем-то, довольно схожую контекстуальность: например, любовь к абстрактным формам, нарочито неаккуратным и размашистым мазкам, поиск смыслов и вдохновений в классическом искусстве, многообразие культурных отсылок и игра в архетипизацию.
Покупать или не покупать?
Инвестиции в молодое искусство всегда сопряжены с риском: вы никогда не сможете на 100% предугадать динамику ценообразования: на нее влияет слишком много субъективных и крайне нестабильных факторов. Я предлагаю рассматривать произведения молодых авторов в первую очередь не как объект для финансовых вложений, а как инвестицию в свой эстетический комфорт и культурное развитие, формирование новых личных и семейных ценностей. И, что немаловажно – как поддержку молодых имен в искусстве: каждая покупка – огромный шаг к их развитию и популяризации, а значит – огромный вклад в культурное наполнение нашего мира на десятилетия вперед.
Автор: Анастасия Антонова – специалист по современному искусству, коллекционер, коммерческий директор SISTEMA GALLERY