С 7 сентября в большом зале Музея нонконформистского искусства откроется международная групповая выставка «Следы».
Более двадцати художников из разных стран (Россия, Нидерланды, Германия, Франция) представят свои интерпретации темы «Следы» в фотографиях, инсталляциях, объектах, графике и видео-произведениях.
Выставка представит произведения о двойственной природе следов, о зазоре между желанием оставить след и стереть его.
В пространстве выставки эти размышления развиваются в разных направлениях: экологический след, память тела, сохранение и забвение, личное и общественное. Работая с темой следов, авторы выбирают разную оптику. Одни изучают среду, которая их окружают, другие обращают взгляд внутрь себя.
Помимо основной экспозиции в Большом зале Музея, частью выставки станет кинозал с видео-артом. Также в рамках выставки будет представлен специальный маршрут «Зелёная трансформация» — инсталляции, арт-объекты, рисунки, фотографии и другие работы, объединенные размышлениями о взаимоотношениях между природой и человеком.
В программу выставки войдут перформансы арт-группы «varialambo», встречи с художниками, кураторские экскурсии, арт-медиации, тифлопрогулки, экскурсии на русском жестовом языке.
Анастасия Пацей, директор МНИ и куратор выставки
«Каждое наше слово, каждый шаг, каждое действие оставляют след. Некоторые следы – точные отпечатки, в них легко можно узнать оригинальной объект. Другие больше похоже на тени, которые оставляют простор воображению. Наше отношение к следам может также быть очень разным. Иногда мы хотим оставить след, а иногда наоборот – стремимся остаться незамеченными. Об этом мы и приглашаем поразмышлять художников и зрителей».
Список участников выставки
Марина Абаджева, Владимир Абих, Сюс Агнес, Мариэлла ван ден Берг, Алексей Чистяков, Мелс Диас, Грета Димарис, Йоханнес Жерар, Варвара Гранкова, Анаис Ибер, Анна Мартыненко, Томас Мокёр, Лада Необердина, Вера Петровская, Нанда Раемански, Полина Штанко, Алексей Старков, Евгения Тут, Елизавета Залиева, Елена Соколова, Елена Потуремец, коллектив «Песочница», Яна Джан-Ша, Милана Пестерева, Юля Утюгова, «Натальная арт-группа» (Наталья Романенко и Наталья Суворова), арт-группа «varialambo» (Варя Шёстрём, Ламбо Хатц).
О произведениях на выставке
Йоханнес Жерар, прогуливаясь по городу, фотографирует сцены, которые кажутся привычными и странными одновременно: брошенный на обочине велосипед, стена разрушенного здания, загадочные пятна на тротуаре.
Анна Мартыненко изучает найденные предметы через форму и звук. Рассматривая слепки и прислушиваясь к аудио-дорожке в раструбе, можно попробовать представить себе оригинальный предмет.
Грета Димарис концептуально реставрирует обломки старинных кирпичей, превращая следы оригинального клейма в новые слова, отражающие ее ощущение современности.
Мелс Диас и Нанда Раемански – каждый по-своему – приглашают зрителей погрузиться в сцены и истории, однажды глубоко впечатлившие их в путешествиях.
Варвара Гранкова затрагивает тему насилия, сохраняя на белой ткани отпечатки объектов, которые вызывают тревогу и иногда даже страх.
С темой травмы работает и Алексей Старков, создающий свои произведения на основе старых выброшенных фотографий.
Художница Полина Штанько показывает керамические объекты из серии, посвященной следам. В них знакомые части тела предстают в непривычной, а иногда даже несколько пугающей форме.
Вера Петровская представляет большое полотно, рассказывающее о собственном жизненному пути, людях и событиях, оставивших след в биографии художницы.
Анаис Ибер создает коллаж из абстрактных деталей в эстетике аналоговой фотографии, среди которых бросается в глаза сцена, кажущаяся случайной, но на самом деле наполненная глубоким личным смыслом.
В графике Евгении Тут также зашифрованы личные переживания и размышления, которые, впрочем, многим могут оказаться знакомыми – о скоротечности бытия человека, образ которого может исчезнуть так же быстро, как смывается волной рисунок на песке.
В похожем ключе размышляет Лада Необердина, в своей поэтической инсталляции ставящая под сомнение саму силу искусства, которое, по словам художницы, «может только быть».
На выставке также будет представлена графическая работа Алексей Чистякова из собрания Музея нонконформистского искусства.
Частью экспозиции станет кинозал в галерее «Рабочий стол» (находящейся также на территории арт-центра «Пушкинская-10»), в котором гости смогут посмотреть видео-произведения художников Владимира Абиха, Йоханнеса Жерара и Елизаветы Залиевой.
О Музее нонконформистского искусства
Музей нонконформистского искусства (МНИ) был создан в 1998 г. как центр по сохранению, исследованию и популяризации наследия неофициальной культуры СССР. Он расположен в пространстве легендарного арт-центра «Пушкинская-10», основанного в 1989 г. неофициальными художниками. Комплекс музея включает два зала для временных выставок, две постоянные экспозиции, хранилища и архив.
Выставка «Следы»
7 сентября – 27 октября 2024 г.
Музей нонконформистского искусства, Арт-центр «Пушкинская-10»
Санкт-Петербург, ул. Пушкинская, 10 (Вход с Лиговского пр., 53)