«Итальянский альбом» Карла Брюллова и полотно Ивана Айвазовского «Крымский пейзаж» будут выставлены на аукцион

13.06.2024 11:34

Знаменитый альбом из 33 графических работ, происходящий из собрания Стефании и Льва Витгенштейнов — близких знакомых Карла Брюллова и «Крымский пейзаж» кисти Ивана Айвазовского будут выставлены на торги Аукционного дома Artinvestment, которые пройдут в онлайн формате с 24 по 28 июня 2024 года.

О существовании «Итальянского альбома» впервые стало широко известно в 1993 году, когда он был выкуплен в Лондоне у наследников четы Витгенштейнов и перешел в коллекцию российского банка. С тех пор эта великолепная подборка графических листов, раскрывающая творческую «кухню» одного из величайших русских художников – «божественного» или «Великого Карла», как его называли современники, была фундаментальным образом изучена. Скрупулезная искусствоведческая и технико-технологическая экспертиза, проведенная сотрудниками ГРМ и Эрмитажа, не оставила никаких сомнений в подлинности альбома. В 2012–2013 годах в Государственном Русском музее и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина состоялись выставки «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов», на которых работы из «Итальянского альбома» Витгенштейнов были представлены наряду с произведениями Брюллова из музейных собраний.

Листы из «Итальянского альбома» (в основном это рисунки графитным карандашом и акварели) были исполнены во время первой поездки Брюллова в Италию в 1823 – 1835 годах. В них ещё молодой художник проявил себя не только как виртуозный рисовальщик, но и как внимательный наблюдатель, старающийся верно передать детали костюмов, характерные позы и мимику итальянцев, занятых повседневными делами. В этих работах Карл Брюллов запечатлел настоящую галерею итальянских «типов» — от монахов и пилигримов, волынщиков и пастухов до «карбонариев» — итальянских революционеров начала XIX века, овеянных романтическим ореолом.

Особое место в альбоме занимают женские образы. Чувственные брюнетки с миндалевидными большими глазами, укутанные в шали ручной работы или одетые в национальные костюмы и головные уборы, по которым можно определить их происхождение вплоть до названия города, -эти девушки стали прототипами красавиц на больших живописных полотнах художника.

В целом все рисунки и акварели из «Итальянского альбома», несмотря на их характер подготовительных, «служебных» эскизов и набросков, производят впечатление самодостаточных, законченных произведений — будь то жанровая сцена с итальянкой у детской колыбели или рисунок сложенных в молитве рук. В этом секрет гения Брюллова — одного из лучших рисовальщиков отечественной академической школы, ещё при жизни называемого «русским Рафаэлем».

Альбом с набросками был преподнесен графине Стефании Витгенштейн в Риме 3 апреля 1832 года, о чём свидетельствует дарственная надпись, сделанная рукой Брюллова на титульном листе. Стефания была единственной наследницей богатейшего польско-литовского аристократического рода Радзивиллов, вышедшей замуж за бывшего декабриста, графа Льва Петровича Витгенштейна. Скорее всего, в изначальном даре Брюллова работ было меньше, но уже впоследствии альбом был пополнен другими эскизами художника, о чем свидетельствует больший по сравнению с титульным листом размер некоторых листов.

Стефания Витгенштейн скончалась от чахотки в возрасте всего 22 лет летом того же 1832 года, однако её муж, граф Лев Витгенштейн, продолжал поддерживать дружбу с Брюлловым и после безвременной кончины супруги. Известно, что Брюллов нередко дарил свои эскизы и наброски в дополнение к законченным произведениям в том случае, когда заказчики были его поклонниками или друзьями. Так, по всей видимости, «Итальянский альбом» Витгенштейнов и обрел свой окончательный вид и объем.

Именно в 1850-е годы искусство Айвазовского зазвучало в полную силу

Полотно «Крымский пейзаж» изящного овального формата (59х72) не только подписано, но и датировано автором 1856 годом. К этому времени Айвазовский, уже удостоенный многочисленных наград и звания живописца Главного морского штаба, уже несколько лет как проживал в Феодосии и даже завершил самую популярную картину в своей карьере – «Девятый вал» (1850). Именно в 1850-е годы искусство Айвазовского зазвучало в полную силу. Признание быстро пришло к художнику, но он не удовлетворялся достигнутым, ставя перед собой новые и новые задачи, чутко реагируя на изменения в современной ему живописи. На своих полотнах мастер отражал природу Крыма, от Евпатории до Керчи, запечатлевая особенности побережья при солнечном и лунном освещении. Опираясь на натурные эскизы, художник дополнял свои пейзажи деталями, сделанными по памяти, стремясь передать общее настроение в пейзаже и бесконечную изменчивость морской стихии.

Композиционное и живописно-пластическое решение картины «Крымский пейзаж» имеет аналогии со многими произведениями Ивана Айвазовского, в которых художник мастерски передает эффект рассеянного солнечного света.


Произведения экспонируются в выставочном пространстве Artinvestment по адресу: Москва, Гороховский переулок, 7.

Даты работы: 10 – 28 июня 2024 года.

Аукцион пройдет с 24 июня по 28 июня в онлайн формате. https://auction.artinvestment.ru 


Актуально