Метро-2: что мы знаем о секретной ветке московского метрополитена

19.12.2022 08:56

Метро-2 (а именно так принято неофициально называть секретную ветку московского метрополитена) – это комплекс засекреченных московских подземных транспортных сооружений, которые предположительно служили для размещения в них руководства Политбюро и ЦК КПСС, а также членов их семей на случай войны.

Засекреченные места в Московском метро уже были до его рождения в 1935. В проекте второй очереди была станции «Советская» под Советской пл. между станциями «Театральная» (в те времена «Площадь Свердлова») и «Маяковская». В процессе строительства по личному распоряжению Сталина «Советскую» приспособили для подземного пункта управления Московского штаба ГО. Основная часть системы Метро-2 была построена в 1950—1960-х годах, полностью строительство было завершено в 1980-х.

Есть ветки, которые уходят в Подмосковье, чтобы командование могло переместиться подальше от эпицентра ядерного удара

Вот, что о Метро-2 говорится в американском отчёте Military forces in transition: Советское правительство построило командные посты глубоко под землёй как в Москве, так и за её пределами. Эти объекты связаны сетью специальных глубоких линий метро, которые предоставляют быстрый и безопасный способ эвакуации для лидеров страны. Существуют глубокие командные посты на территории Москвы. Один из них находится под Кремлём. Советская пресса заметила существование огромного подземного правительственного бункера рядом с Московским Государственным Университетом. Эти объекты предназначены для национального командования во время войны. Они находятся на глубине предположительно 200-300 метров и рассчитаны, по оценкам, на 10000 человек. Специальная линия метро проходит между некоторыми точками Москвы и, возможно, VIP-терминалом во Внуковском аэропорту.

По сути – это и разветвлённая сеть тоннелей, и запасной командный пункт на случай войны, откуда можно командовать ядерными силами страны. Там может укрыться большое количество человек, что было необходимо для его обслуживания. Есть ветки, которые уходят в Подмосковье, чтобы командование могло переместиться подальше от эпицентра ядерного удара. В бункере каждому члену ЦК КПСС полагались апартаменты площадью до 180 м² с кабинетом, комнатой отдыха, пищеблоком и санузлом.

Метро-2 проложено на очень большой глубине от 50 до 250 метров (станция «Университет-2» в районе НИБО «НАУКА»). Тоннели однопутные, с разъездами на некоторых станциях. Рельсы утоплены в бетон для обеспечения возможности проезда автомобилей (используются микроавтобусы «Toyota Hiace», ранее микроавтобусы РАФ).

По некоторым данным, Метро-2 имеет 4 основных линии, самая большая из которых — Чеховская, протяжённостью свыше 60 км. Под Раменками находится депо и станция ТО, крупный бункер для местных жителей (нахождение бункера связано с особым месторасположением этого района).

Если ехать от станции «Спортивная» до станции «Воробьёвы горы», можно увидеть стрелку в тоннель, соединяющий два тоннеля обычного метро. От него отходит ещё один путь. Он ведёт к железным воротам. Примерно за 20 метров до ворот обрывается контактный рельс. По некоторым данным, за воротами начинается путь Метро-2.

Станции не имеют официальных названий, необлицованы и представляют собой узкие платформы, аналогично техническим платформам обычного метро (за исключением крупных бункеров).


Актуально