/

Выставка «Современное российское искусство – языком анимации» в Русском музее

30 июня в Мраморном дворце открывается выставка «Современное российское искусство – языком анимации. В экспозицию включены три независимых проекта: «Аниматоры», «Механикус» и «Человек-схема». На выставке будет представлено более 60 произведений современного искусства из собрания Русского музея, частных и авторских коллекций (живопись, графика, скульптура, фотография, а также инсталляции и видео). Экспозиция продемонстрирует работы как широко известных, так и менее знакомых зрителю авторов. Благодаря выставочному проекту посетители Русского музея смогут иначе взглянуть на роль анимации и познакомиться с яркими и самобытными произведениями российского искусства.

Название выставки, на первый взгляд, отсылает к творчеству художников-мультипликаторов. Однако экспозиция скорее призвана рассказать о самом языке анимации, который теперь часто замещает язык традиционного искусства. Язык анимации — основное визуальное средство общения современности. Он действует в компьютерных интерфейсах, в сфере общественного транспорта и играет важную роль в кино.

Евгений Семенов. Live and dead. 2011. Холст, акрил. Собрание автора

Три раздела выставки показывают различные грани анимации в современном мире. Раздел «Механикус» связан с традицией механических кукол-автоматов, имитирующих человека или животных. «Аниматоры» также вначале обращаются к историческому прототипу – творчеству «Новых художников» 1980-х годов, которые виртуозно изъяснялись на языке анимации, прокладывая пути поколению миллениалов. Далее действие этого языка представлено в трех направлениях: искусстве абстрактных форм, искусстве о реальности в ее социальном и экологическом измерениях, искусстве фэнтези и космизма.

Три раздела выставки показывают различные грани анимации в современном мире

Мотив «человека—схемы», зародившийся в искусстве авангарда, в настоящее время превратился в эффектный и эффективный способ разговора о современном человеке и его месте в мире. В экспозиции этот мотив представлен двумя группами работ. Авторы одних оперируют устойчивыми информационными пиктограммами с фигурами, помещенными из нехудожественного пространства в художественное, авторы других создают собственных персонажей, используя близкие принципы формообразования. Таким образом художники реагируют на изменение окружающей культурной среды, наполненной символами и знаками.

Виктор Григорьев. Механика перекрестного опыления. 2012. Кинетический арт-объект. Дерево, металл, пластик, фарфор. Собрание автора

На экспозиции будут продемонстрированы работы Игоря Шелковского, Тимура Новикова, Олега Котельникова, Инала Савченкова, Сергея Бугаева-Африки, Андрея Крисанова, Андрея Медведева, Вадима Овчинникова, Виктора Цоя, Бориса Казакова, Евгения Кондратьева- Дебила, Ивана Сотникова, Леры Ниберу, Максима Свищева, Андрея Суздалева, Аси Маракулиной, Марины Алексеевой, Владимира Раннева, Ольги Чернышевой, Ивана Тузова, Виктора Григорьева, Михаила Карасика, Андрея Люблинского, Евгения Семенова, Платона Петрова, Андрея Бартенева, Антонины Фатхуллиной.

Выставка продлится до 29 августа 2022 г.