Хельсинская биеннале современного искусства 2021 открылась 12 июня

Первая биеннале современного искусства в Хельсинки открылась в день основания финской столицы, 12 июня. Большая часть экспонатов представлена на территории бывшего закрытого военного острова Валлисаари, входящего в состав архипелага Хельсинки, а также на материковой части города. Биеннале, получившая название «То же море», продлится до 26 сентября 2021 года. В программе работы 41 художника и творческих коллективов из Финляндии и со всего мира. При этом более 75% из них демонстрируются впервые, а многие были вдохновлены историей и природой острова Валлисаари, а также местной культурой.

Долгожданное открытие биеннале было отложено почти на год из-за проблем, вызванных пандемией. Часть из ограничений действует и сегодня, но организаторы с нетерпением ждут того момента, когда смогут поприветствовать международную аудиторию, а пока для удаленного доступа будет доступна обширная программа цифровых и виртуальных мероприятий. Большинство экспонатов представлены в исторических зданиях и в пороховых погребах Валлисаари, а некоторые из произведений искусства расположились вдоль пешеходных дорожек прямо под открытым небом.

Директор биеннале Майя Таннинен-Маттила (Maija TanninenMattila):

После нескольких лет упорной работы мы рады, что наконец можем открыть биеннале для публики и показать эти выдающиеся произведения. Мы благодарны нашей команде, всем сотрудникам и особенно художникам, которые упорно трудились, несмотря на все возникающие трудности. Нам бы очень хотелось, чтобы как можно большей зрителей смогли побывать на Валлисаари этим летом.

Мэр Хельсинки Ян Вапаавуори (Jan Vapaavuori):

Это знаменательный момент для Хельсинки, потому что он определяет наш город, как место, где ценят и поддерживают творческие начинания. Мы благодарны команде Хельсинской биеннале за невероятные усилия, которые они приложили, чтобы реализовать этот проект. Особенно сейчас, когда ценность искусства важна как никогда.

То же море

Идеологами проекта выступили Пиркко Сийтари и Тару Таппола, главные кураторы Художественного музея Хельсинки (Helsinki Art Museum). По их задумке, основная идея биеннале заключена в исследовании темы взаимодействия: человека и природы, времени и перемен, личности и границ, которые ее окружают, а также сострадания, как философии жизни.

Остров Валлисаари

Валлисаари стал концептуальной отправной точкой для почти двухлетней работы.  Уникальный история и культурный контекст острова вдохновили художников на создание работ в полном взаимодействии с окружающей средой.

Многие места и постройки Валлисаари сами стали частью произведений искусства. Так Дафна Маймон (Dafna Maimon) ведет нас через подвальное помещение, которое было преобразовано в пищеварительную систему, а Туомас А. Лайтинен (Tuomas A. Laitinen) предлагает окунуться в инопланетный мир, созданный им в бывшем пороховом погребе. Самир Бховмик (Samir Bhowmik) приглашает зрителей на экскурсию по воображаемому подземному туннелю, проходящему через весь остров. Тадаши Кавамате (Tadashi Kawamata) создал из найденного на острове металлолома маяк Валлисаари. Временная конструкция расположена на вершине бывшей лифтовой шахты и видна с самых разных точек. Например, с набережной Хельсинки или острова Суоменлинна, внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наши отношения с окружающей средой более подробно исследуются и в других работах. Посетителей, прибывающих на пароме из материкового Хельсинки, встречает инсталляция Quay 6 Яакко Ниемеля (Jaakko Niemelä’s). Шестиметровая конструкция из строительных лесов наглядно иллюстрирует, насколько повысится уровень мирового океана в случае полного исчезновения ледникового покрова Гренландии. Работу Big Be-Hide Алисии Кваде (Alicja Kwade) можно увидеть на восточной стороне Валлисаари на узкой полоске земли, соединяющий остров с соседним Кунинкаансаари. Скульптура состоит зеркала и расположенных по обеим сторонам от него камней. Один из них был найден на Валлисаари, второй создан руками человека. Произведение ставит вопрос о месте человека о вселенной и подчеркивает постоянное развитие мира природы.

Время, его переменчивость и отголоски быта бывших жителей Валлисаари стали источником вдохновения для многих участников биеннале. Полотном для работы Катарины Гросс (Katharina Grosse) и Шуттера Сплинтера (Shutter Splinter) стало одновременно старое здание школы и поленья, лежащие неподалеку. Интересно, что после окончания проекта обветшалую конструкцию демонтируют и природа постепенно поглотит следы творчества. Мимолетное, но визуально поразительное вмешательство в пейзаж — напоминание о течение времени, вызывающее диалог культурной памяти и естественного процесса старения.

Саамский художник Оути Пиески (Outi Pieski) и танцовщицы Бирит и Катя Хаарла (Birit and Katja Haarla) представят свою первую коллаборацию «Здесь, чтобы услышать» (Guhte gullá). Исследуя взаимосвязь между идентичностью, местом и природой, эта работа заставляет нас задуматься о том, как мы можем восстановить разорванную связь с Землей? Энергия взаимодействия матери и дочери заполняет сводчатый подвал Александровской батареи музыкой, танцами и традиционной саамской культурой.

Видеоинсталляция Ханны Тууликки (Hanna Tuulikki) отсылает зрителя к интересному явлению финского фольклора metsänpeitto («укрытые лесом). В древности считалось, что люди и животные, пропавшие без вести в лесу без видимых на то причин, оказываются во власти природы: привычные места кажутся им незнакомыми, а все движения идут в обратном направлении. По мысли художницы, metsänpeitto — современная метафора эмоциональной травмы, полученной от разрыва связей с окружающим миром. Аудио часть включает в себя вокальную импровизацию, основанную на традиционных песнях коровьих пастухов, которая была записана на заброшенной семейной ферме Ханны Тууликки.

Стремление к единению и сопереживание занимают центральное место в творчестве многих художников

Стремление к единению и сопереживание занимают центральное место в творчестве многих художников, участвующих в биеннале. Так в создании двух работ Кенву Чуна (Kyungwoo Chun) «Слушатель птиц» (Bird Listener) и «Острова островов» (Islands of Island) непосредственное участие принимают сами зрители, которые одновременно должны стать слушателями и рассказчиками, чтобы открыть в себе и окружающих что-то новое.

Концепция сострадания также получила дальнейшее развитие и в контексте экологической этики: внутри Александровкой батареи Кристин и Маргарет Вертхайм (Christine and Margaret Wertheim) создали имитацию подводной экосистемы с огромным коралловым рифом в центре. Кусочки рифа были связаны более 3000 жителями Хельсинки из переработанного пластика. Работа напоминает человечеству об уязвимости коралловых рифов и их разрушении по вине человека.

На материке

Некоторые работы участников биеннале будут представлены и на материковой части Хельсинки. В том числе и парящая в воздухе инсталляция 1.78 Джанет Эчельман (Janet Echelman), которую можно будет увидеть на Сенатской площади в августе. Художественный музей Хельсинки представит работы и серию мероприятий Риркрита Тиравании (Rirkrit Tiravanija) и Антто Меласниеми (Antto Melasniemi) в сотрудничестве с финской мебельной компанией Artek.

Цифровая программа

Хельсинская биеннале включает в себя обширную цифровую и виртуальную программы, которые позволят широкой аудитории познакомиться с проектом дистанционно. Видеоинтервью с художниками, записи лекций, некоторые из произведений искусства можно будет увидеть на официальном сайте биеннале. Кроме того, чтобы максимально передать красоту Валлисаари и погрузить зрителей в атмосферу этого уникального места были созданы две VR- экскурсии. Quest Virtual Helsinki, Vallisaari Island уже доступны для загрузки в Oculus Store.

Telegram канал Antenna DailyТо, о чем мы не пишем на сайте

Инсайды, новости, сенсации