//

Станислав Смирнов, Санкт-Петербург: «Искусство должно продаваться, а шампанское — литься рекой»

В начале марта в рамках проекта «Московские детали» к «Москвич Mag» приезжали шесть журналистов из шести городов. Городские эксперты стали проводниками для наших гостей и показали им неочевидную Москву, которую не увидишь в туристических гидах. Мы публикуем их репортажи на сайте «Москвич Mag». Первым делится впечатлениями издатель Antenna Daily из Петербурга Станислав Смирнов.

Когда мне, жителю культурной столицы России, предложили увидеть художественную жизнь Москвы, я отнесся к этому предложению со свойственным петербуржцу снобизмом. Пушкинский музей, Третьяковка, музей «Гараж», МАММ, ну «Винзавод» на худой конец — где из этих мест я еще не был и что нового я могу еще там увидеть?! Что мне могут предложить в городе, где нет Эрмитажа и Русского музея?!

Признаюсь, регулярно приезжая в Москву, я жил стереотипом о городе-машине, где искусство — это не более чем еще одна форма досуга для вечно работающих москвичей и утомленных гостей столицы, желающих поставить галочку в списке «был, видел». Давайте я буду откровенен — я никогда и не знал особо, что происходит за стенами художественных галерей и как рождаются работы в мастерских художников.

Я жил стереотипом о городе-машине, где искусство — это не более чем еще одна форма досуга для вечно работающих москвичей и утомленных гостей столицы

Поэтому предложение от «Москвич Mag» провести несколько дней с кураторами и увидеть город с непривычного для меня ракурса, их глазами и через их собственную призму восприятия родного для них города, оказалось весьма заманчивым. Устоять против такого соблазна я не смог. Вдруг действительно удивят?! Два дня, два разных человека — одна Москва.

Между Петербургом и Москвой всего час полета комфортабельным зеленым самолетом авиакомпании S7. Еще 40 минут, и я подъезжаю к небольшому особняку в самом сердце Замоскворечья, где находится дизайн-отель «Рихтер». Он тоже про культуру. Всего семь номеров и своя галерея современного искусства, а с недавнего времени еще и творческие резиденции, где можно репетировать, создавать новые коллекции, встречаться с друзьями, выходить в прямые эфиры с экспериментальными форматами и организовывать квартирники.

Первый день с Николаем Палажченко

Куратором первого дня стал Николай Палажченко, в прошлом арт-директор «Винзавода», сейчас куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA. У Николая прозвище Spider, и оно ему очень подходит — он быстрый и поворотливый, что отразилось и на нашей программе: семь мест за один день. Сразу забегу вперед и скажу, что мы везде успели.

Николай Палажченко, основатель галереи Lazy Mike Михаил Овчаренко, Станислав Смирнов (Санкт-Петербург) и Анастасия Маркова (Нижний Новгород)

Начали мы с музея Анны Голубкиной, который сейчас законсервирован и ждет начала масштабной реконструкции, а пока в его пространстве разместилась лаборатория режиссера Александра Шейна. Здесь он исследует смыслы и эпохи — это попытка актуализации прошлого и выстраивания связей внутри многообразия окружающих нас случайностей. У него удивительным образом сплетаются работы Н. Гончаровой, М. Ларионова, Е. Митты, М. Ромадина, Ф. Леже, К. Малевича, В. Мамышева-Монро, песни В. Цоя и проекты Тимура Новикова. И это был самый немосковский проект, резко выделяющийся своей философией и подходом на фоне всех остальных локаций. Эта лаборатория — петербургский артефакт, каким-то неведомым образом временно оказавшийся в историческом центре Москвы.

До следующей галереи мы идем пешком. Светит солнце, в Москву пришла весна, а Николай Палажченко рассказывает про насыщенную художественную жизнь столицы и про Art Basel, представителем которой в России он является. Alina Pinsky Gallery расположилась в обычном доходном доме на Пречистенке. Когда-то здесь жили, а сегодня в просторных светлых интерьерах показывают современное искусство. Подобного рода пространство могло бы быть где угодно — в Бейруте, Лиссабоне или Париже. Домашняя светская атмосфера, здесь же кабинет владелицы Алины Пинской, а на стенах работы Франциско Инфанте и Нонны Горюновой «Артефакты». Пятьдесят фоторабот из серии «К ночи», созданных художниками во время пандемии. Авторы задумываются на философскую тему перехода ночи к световому дню — ведь именно тогда, по их мнению, и наступает вечность. В галерее у Алины как-то стерильно, и от этого еще больше контраст с предыдущим местом.

В Fragment Gallery нас встречает ее владелец Сергей Гущин — он молодой, динамичный и успешный. Несколько лет назад он решил кардинально сменить сферу деятельности и ушел из маркетинга в современное искусство. Получилось весьма удачно. Сейчас галерея уже начала зарабатывать, открывает новые имена и показывают их по всему миру, поддерживает ЛГБТ-художников и привозит интересные работы в свое небольшое пространство в Потаповском переулке. Сейчас здесь совместная выставка на первый взгляд не похожих друг на друга художниц — британки Патрисии Айрес и американки Лизы Айвори «Стоп-слово/Safe word». Выставка построена на диалоге между работами двух художниц, которых объединяет интерес к таким темам, как ограничения, механизмы защиты и преодоления страхов. Получилось нуарно, но очень притягательно. А если завернуть в небольшой закуток в конце галереи или в офис, то здесь найдутся работы Пацифико Силано, Данини, Ильи Федотова-Федорова и других местами весьма провокационных художников.

Работы должны продаваться, художники — ездить по выставкам современного искусства, а шампанское — литься рекой на вернисажах в бесчисленных галереях по всей Москве

Искусство в Москве — это во многом и про бизнес. Работы должны продаваться, художники — ездить по выставкам современного искусства, а шампанское — литься рекой на вернисажах в бесчисленных галереях по всей Москве. Сейчас началась мода на современное искусство. Все хотят собирать что-то, иметь дома не очередной постер из YellowKorner, а что-то настоящее и имеющее определенную ценность, а еще лучше, чтобы это стало инвестицией и стоимость работ росла. Я тоже преследую свои корыстные цели и ищу, что повесить на стены гостиной в своей новой квартире, которую я буквально пару месяцев назад купил в центре Петербурга. Хожу, присматриваюсь, примеряюсь и прицениваюсь.

В галерее Lazy Mike мне как-то сразу понравилось и захотелось что-то купить. Сейчас здесь выставлены работы Романа Манихина. Они яркие и излучают исключительно радостные эмоции, которых в наше время так не хватает и которые столь несвойственны современной живописи. На картинах море, солнце, чайки и девушки в кабриолете делают селфи. Получился такой русский поп-арт.

Тема соединения бизнеса и искусства особенно ярко прослеживается в арт-центре Cube.Moscow, расположившемся на –2-м этаже отеля Ritz-Carlton Moscow. Сейчас здесь с десяток галерей, состав которых периодически меняется. Cube — совершенно уникальный проект не только для Москвы, но и для России — здесь искусство интегрируется в пространство городского отеля, позволяя ему стать частью городской общественной среды. Мы привыкли к тому, что в гостинице можно жить или зайти в ресторан, но прийти, чтобы посмотреть современное искусство…  Такого еще не было. Cube — первые. Сейчас, когда сфера гостеприимства активно пересматривает точки роста и сферы, где можно зарабатывать бизнесу и чем привлекать гостей, подобного рода идеи актуальны как никогда. И искусство в Cube актуальное. Как, например, проект художника Андрея Сяйлева «Магазин Коллекционер» в PA Gallery. Объекты искусства предстают в качестве товаров под единой торговой маркой узнаваемой сети гипермаркетов. И их на самом деле можно купить — все по-настоящему.

От продукта к его производству. Николай Палажченко включил в программу первого дня две художественные мастерские. Первыми стали мастерские Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина, расположившиеся в промышленном здании в самом центре Москвы. Мы попали сюда буквально накануне открытия выставки уральских художников «Сад неземных утешений». Они как раз заканчивали наводить последние штрихи, а куратор проекта Алиса Сычева увлекательно рассказывала нам про свой первый выставочный проект. Она считает, что ее родина — Урал — сейчас актуальна и с точки зрения современного искусства. В центре одной из комнат — работа Людмилы Калиниченко про осознанность, про то, что когда-нибудь человечество перестанет убивать животных, а мясо начнут массово выращивать в пробирках. Работа Люды объемная, с кинетическими элементами и видео-артом — как большой мексиканский алтарь. Его можно долго рассматривать и искать разные смыслы.

Москва сегодня — это большой плавильный котел и центр культуры огромной страны, куда съезжаются художники со всей России. Здесь проще реализовать свои амбиции и сделать так, чтобы тебя заметили и оценили. В этом плане город открыт талантам.

Но таланты нуждаются в поддержке, и именно для этих целей вот уже несколько лет существуют «Мастерские “Гаража”». Вдалеке от центра, в глубине ВДНХ, куда мы приезжаем уже под вечер. Вдали светится павильон «Космос», а в двухэтажном здании разместились 18 мастерских художников. Здесь они живут и работают — получилась своеобразная коммуна. Главное место в мастерских — это кухня, и здесь к нашему приезду уже готовят ужин, а пока мы идем на экскурсию с куратором проекта Иваном Исаевым. Небольшая библиотека и зал для просмотра фильмов, комната для йоги и медитаций и святая святых — собственно мастерские. Нас приглашают в несколько из них. В одной молодая художница показывает нам свою работу — платье с резиновыми уточками: «Это специальное платье для объятий. Когда прижимаешься, то уточки начинают пищать». В другой комнате — семейная пара художников из Минска. Они делают видео-арт, в котором учат котиков преодолевать препятствия в виде нарисованных дверей дома на Лубянке. Получился диалог с Петром Павленским. А потом мы садимся ужинать, и выясняется, что интерес у художников к гостям не меньший, чем у нас к ним.

Второй день с Зариной Тайц

«И я пойду в красивом пальто по набережной и встречу тебя». (с) Земфира.

Это прямо про нас с куратором второго дня Зариной Тайц. Зарина — миниатюрная девушка с тонкими чертами лица и живым умом. Мы встретились в Замоскворечье и идем по солнечной Москве на выставку Чжан Хуаня «Любовь как мудрость» в ГУМ. Светит солнце, я щурюсь в очках, а Зарина рассказывает мне о творческих и физических страданиях китайского художника, чьи новые работы я увижу через несколько минут. Она его переводила с китайского, поэтому прекрасно понимает предмет его творчества и контекст. Зарина вообще хорошо знает и понимает Китай, где она прожила все детство с родителями.

Станислав Смирнов и Зарина Тайц

Галерея ГУМ-Red-Line обосновалась на последнем этаже универмага. По пути мы проходим мимо витрин с известными именами и изобилием ярких товаров: Louis Vuitton, Fendi, Prada…  А затем резкий контраст. В выставочном пространстве всего два холста — «Любовь №2» и «Любовь №7». Вся обстановка чем-то напоминает монашескую келью — место, где художник-монах молится и медитирует. И поскольку искусство для Чжан Хуаня — это прямое продолжение жизни, нечто непосредственно связанное с повседневностью, то и келья находится в самом сердце столицы, в галерее с видом на главную площадь России в окружении толп и бесконечных бутиков. Такая вот лента Мебиуса.

А потом мы отправляемся в мастерскую скульптора Сергея Шеховцова. Прежде чем все рассмотреть, пьем коньяк и закусываем дольками лимона, а Сергей нам показывает свои макеты городской скульптуры — их пока нет в реальности, но очень хочется, чтобы они появились где-нибудь в «Зарядье». Работает он в жанре нового русского бедного искусства, используя в качестве материалов пивные банки, цемент, пенопласт и поролон. Сергей приехал в Москву 30 лет назад из Ростовской области, и сегодня Москва стала для него своим городом. Его работы находятся в собрании Третьяковки, Московского музея современного искусства, Государственного центра современного искусства и в многочисленных частных собраниях. А на столе мастерской новый проект — будет Парфенон с колоннами из пивных банок и новыми «Богами».

Наш последний маршрут пролегает мимо одного из рынков, где мы останавливаемся перекусить. Зарина заказывает устрицы и рассказывает о своем новом проекте в галерее Heritage, где она выступает куратором. Искусство ее увлекает страстно. Она его собирает, гоняется за особенно близкими ей работами по ярмаркам и галереям, открывает новые имена. Именно к такому новому имени — Зине Исуповой — мы и направляемся. Выпускница Школы Родченко, приехавшая из Киева шесть лет назад, работает с образами повседневности, воссоздавая их в поп-арт-аппликациях — рулоны с туалетной бумагой, розетки и секс-игрушки. Так будничные вещи обретают исключительность, иронически отстраняясь от реальности. Зина из семьи известных украинских художников и долго искала себя. Во многом в поиске ей помогли «Мастерские “Гаража”», где Зина участвовала как резидент в одном из ранних потоков, а потом выставлялась на Триеннале современного российского искусства в «Гараже», а ее работа даже попала на плакаты и промо выставки. Зарина перебирает работы Зины, восхищается и откладывает что-то для своей выставки и чтобы купить себе в коллекцию. Зина Исупова только начинает свой творческий путь в Москве, но чувствуется, что будущее ее ждет интересное и яркое.

Уже вечером мы сидим в одном из баров на Патриарших прудах, и участники проекта «Москвич Mag» обмениваются впечатлениями об увиденном за два дня. У кого-то была урбанистика, кому-то выпала литература, кому-то — гастрономия. Впечатлений у всех масса. Москва поражает — масштабом, подходом, открытостью, гостеприимностью и готовностью меняться. Она быстрая, стремительная и так же стремительно меняется. Практически на глазах.

Фото: Петр Рахманов 

Telegram канал Antenna DailyТо, о чем мы не пишем на сайте

Инсайды, новости, сенсации