/

История Канонерского острова - одного из "непарадных" мест Петербурга

Канонерский остров находится в Кировском районе: по соседству с Белым и Гутуевским островами, между Морским каналом и Финским заливом. В существование этой таинственной части города многие раньше даже не верили: в конце XIX-начале XX веков некоторые петербуржцы видели его только на картах — там располагался завод и немногочисленные постройки для рабочих.

До 1983 года на остров можно было попасть исключительно водным путем (то есть он был изолирован от города) и только тем, кто имел пропуск в Морской порт или работал на Канонерском судоремонтном заводе. В 1983 году появился подземный тоннель, по которому теперь можно проехать на территорию острова на маршрутках и автобусах от станций метро «Нарвская» или «Балтийская».

Название острова отсылает нас к петровским временам, когда здесь стояла батарея, то есть пушки, и, соответственно, пушкари. Они должны были защищать город от шведов. Пушкари в те времена назывались канонирами. Отсюда и название. Хотя в первой половине XVIII века этот остров находился в ведомстве Адмиралтейской коллегии и именовался Батарейным. На берегу, обращённом к заливу, стояла батарея с пороховым погребом (складом боеприпасов).

Во времена, когда остров приналежал шведам, Канонерский остров назывался Киссансаари — «кошачий остров».

Сейчас практически ничего не осталось – ни кирпичных, ни, уж тем более, деревянных домов того времени. Во время Великой Отечественной войны всё это было разбито и разрушено немцами. Однако во время блокады Ленинграда завод работал – корабли переделывали под военные нужды.

Остров вытянут с севера на юг более чем на 5 км, максимальная ширина его составляет приблизительно 650 м. Площадь острова — около 115 га.

С середины 1870-х годов на формирование береговой линии Канонерского острова превалирующее влияние стали оказывать работы по обустройству Санкт-Петербургского морского порта на Гутуевском острове и прокладке Морского канала.

Восточный склон Канонерского острова был укреплён и стал правобережным откосом Морского канала. Остров увеличивался в длину и на юге достиг пролива Золотые Ворота Санкт-Петербургского морского канала. На севере разместился судоремонтный завод с ковшами и доками.

Вид с Морского канала на Канонерский остров 1950 г.

Морской канал строился в 1875—1885 годах и был введён в эксплуатацию в 1885 году. Южная и Северная дамбы порта строились в 1884—1914 годах.

В начале 20-го века на Канонеркском острове преобладали промышленные и низкоэтажные жилые здания различного вида.

До открытия в 1983 году тоннеля на Канонерский остров ходили речные трамвайчики и паром из Гутуевского ковша.

В 1983 году был построен тоннель, соединивший Канонерский остров с Гутуевским, тем самым связав отрезанный до этого Канонерский остров с остальным Ленинградом.

На Канонерском острове живет порядка 5000 человек. Комфорт проживания существенно осложнился после строительства Западного Скоростного Диаметра, который стал дополнительным источником шума и грязи.

Канонерский остров — очень необычное место, где есть место и романтике, и прекрасному, и ужасному.

Между тем, это маленький отдельный мир, одно из примечательных «нетуристических» мест Санкт-Петербурга, которое оставило свой след в истории города и остается окутанным флером загадочности и таинственности.