Уровень комфорта в советских самолетах очень часто превосходил даже сегодняшние аналоги. Конечно, тогда еще не было продвинутых медиа систем, но комфорт пассажиров и бортовое меню было на очень высоком уровне. Antenna Daily собрала факты о роскошных перелетах советскими бортами.
Понятие классов в салонах ввел «Аэрофлот», который в своем «первом классе», которым летали иностранцы, дипломаты и партийные работники, предлагал черную икру, водку и шампанское.
Советская идеология предполагала, что в стране все равны и нет разделения на бедных и богатых. Но авиаперелеты все же предполагали определенную сегрегацию, поскольку «Аэрофлот» летал не только внутри Союза, но и по всему миру, а следовательно, авиакомпания должна была принимать западные стандарты.
Так в 1950-х появился сервис для состоятельных иностранных туристов. Хотя иногда такие самолеты использовались и для внутренних рейсов, и тогда в роскошный первый класс могли попасть самые обычные советские граждане.
На международных рейсах билеты первого класса продавались в два из четырёх купе
Для пассажиров Ту-114 было предусмотрено три салона и четыре купе. В первом салоне устанавливалось 41 кресло (ряды с 1 по 7), во втором салоне 48 мест (ряды с 8 по 15), установленных лицом к лицу со столами между ними, затем за буфетом и лестницей на нижнюю палубу располагались четыре купе на 24 дневных или 12 спальных мест и в третьем салоне размещались 54 пассажира. На внутренних рейсах места продавались в следующем порядке: третий салон (с 21 ряда), затем первый салон, в последнюю очередь второй салон. Это соответствует уровню комфорта: второй салон находится над крылом, в зоне повышенного шума от винтов. К тому же расположенные спина к спине кресла не регулируются. При перевозке официальных делегаций этот салон использовался как ресторан для посменного питания пассажиров. Кроме того, для пассажиров с детьми были предусмотрены люльки около 16-го ряда кресел, установленного отдельно, возле буфета. Особенностью самолёта было разделение туалетов в хвостовой части на мужской и женский. На международных рейсах, где «Аэрофлот» предлагал обслуживание в двух классах, билеты первого класса продавались в два из четырёх купе, по три места в каждое купе.
А с 1980-х годов первый класс стал доступен всем советским пассажирам.
Чтобы предоставить своим пассажирам максимальный комфорт , «Аэрофлот» создал даже спальные места в салонах первого класса, что сделало самолет похожим на обычное купе советского поезда.
Условия полета значительно отличались от общепринятых – пассажиры даже могли путешествовать вместе со своими домашними животными.
На высоком уровне было и питание – меню в первом классе поражало своим ассортиментом: разнообразие предлагаемых блюд напоминало праздничный новогодний стол. Еду готовили на специально оборудованной на борту кухне, которая была обставлена дубовой мебелью. Интересный факт: меню для Ту-104 составляла лично супруга авиаконструктора Туполева.