//

04.09.20-10.01.21 Андреас Ваннештедт. Анимация в музее Эрарта

Музей Эрарта представляет выставку гипнотизирующих трехмерных анимаций Андреаса Ваннештедта, сотрудничавшего с Google, Omega, Swarovski, Adidas, IKEA и Spotify. В своих проектах графический дизайнер из Швеции исследует природу движения и маятников, за которыми можно наблюдать бесконечно.

Стокгольмский художник Андреас Ваннештедт создает трехмерные скульптуры и завораживающую циклическую анимацию. Ключевые составляющие его авторского стиля — широкая палитра ненасыщенных цветов, необычные геометрические фигуры, уравновешенные композиции и природные материалы, например дерево и мрамор. Работы Ваннештедта переносят зрителя в пространство, полное умиротворяющих визуальных образов, сменяющих друг друга, и заданных последовательностей, которые могут повторяться до бесконечности. При этом каждое произведение автора безупречно с точки зрения дизайна.

При первом знакомстве творчество Ваннештедта рождает ассоциации с таким явлением, как ASMR. Феномен «автономной сенсорной меридиональной реакции» (ASMR)  в последние пять лет широко освещается в массовой культуре — так называют субъективную физическую реакцию, нередко характеризующуюся приятным ощущением покалывания и мурашек и вызывающую чувство эйфории или глубокого спокойствия. Подобная реакция чаще всего является результатом воздействия сенсорных или звуковых стимулов, например, когда кто-то шепчет в микрофон или поглаживает подушку перышком. Создатели ASMR-контента видят свою задачу в том, чтобы помочь зрителю расслабиться, достичь состояния абсолютного покоя и безмятежности — и вполне можно утверждать, что работы Ваннештедта оказывают на зрителей похожее воздействие.

Многие произведения художника посвящены состояниям, близким к феномену ASMR

Многие произведения художника посвящены состояниям, близким к феномену ASMR, — в частности, самая обширная серия роликов под названием «Необъяснимое упоение». По признанию самого художника, в нее вошли «короткие циклические фрагменты, каждый из которых призван вызвать у зрителя ощущение труднообъяснимого удовольствия: это особенное чувство, которое так или иначе знакомо всем». На выставке представлены наиболее яркие работы, в том числе «Отсечение», «Час пик», «Синхронизация» и «Волны». Когда, глядя на первую из них, зритель видит, как от розового столбика бесшумно и аккуратно отсекаются маленькие цилиндрические фрагменты, он невольно испытывает умиротворение и странное ощущение удовлетворения. Несмотря на остроту лезвия, происходящее необъяснимым образом успокаивает — и в этом загадочном равновесии заключается уникальность авторской манеры. В других работах («Мраморная лестница», «Час пик») движение мраморных шариков, на первый взгляд кажущееся прерывистым, подчиняется выверенному алгоритму, который делает его плавным и погружает зрителя в транс.

Неповторимый творческий метод художника и его уникальные технические навыки также нашли отражение в серии «Бесконечные инсталляции». В работе «Безвременье» золотистые цилиндрические столбики и белые песочные часы движутся относительно друг друга столь необычным образом, что зрителю трудно понять, какой из элементов задает движение. Кажется, что крупные тяжелые предметы вот-вот столкнутся, однако, как и в других работах Ваннештедта, зрителя ждет не коллизия, а бесконечное, гипнотизирующее повторение сюжета. Столкновение кажется почти неизбежным и в работе «Насквозь»: слишком уж велика, на первый взгляд, инерция маятников. Их движение, однако, идеально синхронизировано с вращением цилиндра, в котором для маятников проделаны специальные отверстия — вся конструкция воплощает в себе представления Андреаса Ваннештедта о форме и функциональности. Наряду с отчетливой связью с миром ASMR эта особенность делает выставку «Анимация» одной из самых необычных в истории музея Эрарта.

Об авторе

Андреас Ваннештедт увлекся двухмерной анимацией еще в старших классах, в конце 1990-х. Пройдя обучение в шведской школе креативных цифровых технологий Hyper Island, он успел поработать в ряде крупнейших компаний отрасли и переехать в Лос-Анджелес (США). Именно там Ваннештедт впервые соприкоснулся с 3D-анимацией, которую решил осваивать самостоятельно.

Художник неоднократно получал коммерческие заказы от таких крупных брендов, как Google, Omega, Swarovski, Dropbox, Adidas, IKEA, Spotify, Absolut Vodka, Red Bull, Squarespace и др. Созданная им анимация обратила на себя внимание не только миллионов поклонников по всему миру, но и таких авторитетных изданий и ресурсов, как Vice, Behance Network, Designboom, Stash Magazine, Fubiz, Vimeo Staff-Pick, 9gag, UNILAD, VT, Huffington Post, Business Insider, LAD Bible, FWA, Designcollector и Mindsparkle Mag.

На счету Ваннештедта — участие в нескольких художественных проектах, в том числе в выставке WEIRD SENSATION FEELS GOOD («СТРАННО ПРИЯТНОЕ ОЩУЩЕНИЕ») в Шведском центре архитектуры и дизайна ArkDes на базе Стокгольмского музея современного искусства Moderna Museet в 2019–2020 гг. Художник также участвовал в выставочном проекте Emotional Art Gallery («Эмоциональная художественная галерея»): на протяжении 2019 года цифровые билборды по всему Стокгольму демонстрировали не рекламные ролики, а произведения искусства, отобранные с учетом эмоциональных состояний пассажиров общественного транспорта в реальном времени.


04 сентября 2020 — 10 января 2021

Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург