Тайна заброшенного Рдейского монастыря. Кто и для чего его основал в глуши болот

Рдейский Успенский монастырь находится в труднодоступных и малонаселенных территориях Новгородской области и сейчас трудно понять как его смогли построить здесь.

Дорога к монастырю идет через обширное Рдейское болото. Зимой сюда можно попасть на лыжах (3,5 часа хода в одну сторону); если сухая осень, можно добраться до монастыря пешком. Весной и летом идти нежелательно — сыро и много комаров.

Когда и кем именно основана эта пустынь среди непроходимых болот и лесов, неизвестно, но в XVII веке в пустыни существовали два деревянных храма, которые, по всей вероятности, были построены на месте существовавших прежде зданий.

Пустынь упоминается в летописи 1666 года. В те времена все строения обители, в том числе, два храма, были деревянными. Храм этот сгорел в 1700 г. На его месте был заложен каменный двухэтажный храм с колокольней во имя Успения Богородицы, а внизу — во имя соловецких старцев. Освятили его в 1710 году. Специально для храма была написана икона Успения Богоматери, которая содержала в себе частицы мощей семи святых мучеников и она стала святыней обители.

М. И. Полянский в конце XIX века в своём «очерке города Старой Руссы и Старорусского уезда» пишет, что «Местное предание, написанное на подножии Креста Христова, который водружен был преосвященным Корнилием, в память посещения им пустыни, удостоверяет, что остров Рдейский благословил лично святым крестом Апостол Андрей Первозванный в то время, когда он проходил из Киева в Новгород и далее по реке Волхову чрез Ладожское озеро, на Валаам.»

Однако, уже в 1764 году, согласну указу о секуляризации церковной собственности, мужская Рдейская пустынь была упразднена, монастырские земли изъяты в пользу государственной казны, церковное имущество передано в другие монастыри Новгородской епархии. От всего монастырского комплекса осталась только церковь Успения, которая в 1780 году была переведена в разряд приходских. Позднее, по причине её значительной удалённости от жилья, приход был переведён в близлежащую деревню Наволок.

Отдаленный от населенных пунктов приход быстро обеднел и, в 1873 году вместе с Успенской церковью он был закрыт. Однако в 1880 году один из наволокских прихожан А.Усинин обратился к состоятельным людям с письменной просьбой о пожертвовании на восстановление Рдейской пустыни. Одно из прошений попало в руки купца А.Н. Мамонтова, оставившего из-за перенесенной тяжелой болезни мирские дела.

В 1880 году Мамонтов становится попечителем приходской церкви в Наволоке. Уже в 1883 году, при его содействии, приход переводится обратно в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни.

В 1887 году по указу Святейшего Синода монастырь открывается вновь. Согласно новому названию, он характеризуется как женская «житейская обитель с училищем для малолетних детей». Купец Мамонтов оказал этому предприятию финансовую поддержку в размере 6000 рублей.

С этого времени, опять же — при финансовой поддержке А. Н. Мамонтова, в монастыре начинается интенсивное строительство. Описание монастырских построек 1890 года сообщает, что в это время на территории монастыря находились каменная церковь Успения, деревянная часовня, двухэтажный деревянный и трёхэтажный полукаменный жилые корпуса, некоторые хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, а также каретный двор.

28 мая 1893 года Святейший Синод постановил Рдейскую женскую общину «возвести» в женский монастырь с наименованием «Успенская Рдейская общежительная пустынь».

По приглашению игуменьи Евсевии в августе 1896 года в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков. По его оценке церковь Успения находилась в аварийном состоянии. При финансовой поддержке купца Мамонтова была запланирована постройка каменного собора на 750 человек.

Храм был оборудован современной системой парового отопления

Возведение нового Успенского собора было начато в 1898 году и закончено в 1902. Автором проекта был академик А. С. Каминский. В оформлении собора были использованы элементы разных стилей, а художественная выразительность постройки была усилена применением декоративной ковки и дорогих материалов. Основным богатством и пышностью отличался мраморный иконостас, выполненный под руководством московского мастера Захарова. Храм был оборудован современной системой парового отопления.

После революции в монастыре начались волнения среди послушниц. В течение короткого времени сменилось несколько настоятельниц. Монастырь просуществовал до 1932 года, но службы в соборе продолжались до конца 1937 года. Последний настоятель иеромонах Димитриан (Савельев) был арестован 7 декабря 1937 и расстрелян 28 декабря.

Легенды монастыря

С Рдейским монастырем связано множество легенд и тайн.

Несмотря на то, что вокруг монастыря нет святых ключей, а чистейшую питьевую воду берут из озера, считается, что целительными свойствами обладает Успенский храм. Разного рода «сенсорные» рамки вращаются в церкви с неимоверной скоростью. Из одержимых людей здесь якобы изгоняют бесов, а женщины, страдающие бесплодием, исцеляются от недуга.

Как здесь говорят, все, кто приходят в монастырь со злыми намерениями, обратно в свой дом добро не приносят. Это касалось и тех, кто сбрасывал кресты, выселял монахинь и делал из храма скотный двор. До недавнего времени в болоте зловеще торчала труба колхозного трактора С-80, на котором лихач попытался до войны вывезти кирпич с сестринских келий…

Во время войны была зверски убита последняя монахиня Голубушка, сохранившаяся келья которой сегодня считается святой. Полуостров вдоль и поперек был заминирован, а окрестные крестьяне то и дело здесь подрывались, так и не раскрыв главной тайны не сломленной святыни.