Гранд Отель Европа: полтора века роскоши

08.02.2020 12:54

Гранд Отель Европа – настоящий символ Петербурга на протяжении вот уже 145 лет. За эти годы менялась страна, город и постояльцы – неизменным оставался статус главной гостиницы города. Antenna Daily рассказывает об истории роскошного отеля.

Проект застройки этого участка Итальянской улицы был разработан архитектором К. И. Росси. По плану фасад дома 7 был тождествен фасаду Дворянского собрания. Здание строилось в 1820-30 гг.

В 50-е годы XIX века он назывался «Россия», имел около 200 номеров, охрану и огромный штат прислуги. Федор Михайлович Достоевский назвал его «американской машиной».

Отель рос и развивался, но скончался владелец, Генрих Клее, а через полгода случился пожар. Клее-младший понял, что не готов взять на себя управление гостиницей, и продал ее. Покупатели нашлись очень быстро, ими стали швейцарские крупные предприниматели. Они организовали акционерное общество «Гостиница Европейская», пригласили архитектора Людвига Францевича Фонтана и началась полная перестройка отеля.

При Фонтана здание стало четырехэтажным и фасад украсили эклектичные формы. Полностью изменился номерной фонд и было организовано несколько ресторанных площадок. К концу XIX века директором гостиницы «Европейская» стал Колин Линсберг, немецкий предприниматель. И в тот период все члены правления были немцами.

В 1873-1875  гг. несколько старых домов перестроены под гостиницу “Hotel d`Europe” с переделкой фасадов – по проекту архитектора Людвига Францевича Фонтана.

В те времена здесь останавливались самые знаменитые гости города – принцы и дипломаты, писатели и артисты.

Лестницы отеля помнят легкий шаг Анны Павловой, здесь жили Бернард Шоу, Тургенев, Чайковский

В 1905 году совершались частичные перестройки здания и был создан ресторан «Европа».

Для создания ресторана «Европа» пригласили К.Э Маккензена, и выставили ему обязательное условие – обязательно выучить русский язык. Архитектор создал ресторан в стиле модерн, которого в то время было еще мало в Петербурге.

Через 2 года пригласили другого архитектора, Федора Ивановича Лидваля, который будет перестраивать парадную лестницу, создавать ресторан «Крыша». Все металлоконструкции создавал Владимир Андреевич Барев, знаменитый инженер-путейщик. После открытия рестораны «Крыша» и «Европа» пользовались большой популярностью.

Самые интересные лидвалевские интерьеры – главная лестница и читальня

1908 -1914 гг. Лидваль занимался перестройкой здания и надстроил пятый этаж с рестораном «Крыша», не нарушив пышной постройки. Также он изменил планировочную структуру и частично отделку помещений. Самые интересные лидвалевские интерьеры – главная лестница и читальня. Интерьер малого зала ресторана выполнен в стиле модерн.


С  1912 по 1914 год мой отец работал в Европейской гостинице (кстати, он всегда писал её название именно так, без кавычек. И в других местах я встречала такое написание). Из его воспоминаний о том времени:

Каждый этаж гостиницы делился на две равные части – “невскую”, что к Невскому проспекту, и “итальянскую”, в сторону Итальянской улицы. На каждом таком полуэтаже со сквозным коридором было по группе служащих. В группу входили два официанта, два коридорных, две горничных и два буфетных мальчика, обязанных очень быстро приносить в буфет из кухни и из кофейного буфета на особых деревянных подносах завтраки, обеды и ужины, которые заказывали проживающие в номерах этого  коридора гости.Чтобы еда не остывала, мальчикам приходилось бегать по чёрной лестнице и вдоль коридора очень быстро. То, что мальчики приносили, официанты на посеребрённых подносах подавали гостям в номера. Я попал на третий “итальянский” этаж. Жил я с другими мальчиками  в одной комнате при гостинице, в полуподвале. Здесь у каждого мальчика была отдельная кровать с подушкой, простынёй и одеялом. За чистотой в комнате следила горничная. Она же меняла и постельное бельё. Работали мы все по двенадцать часов в день, от семи утра до двенадцати ночи, с переменным перерывом в течение этого времени по пять-шесть часов. Завтрак, обед и ужин получали  со специальной “людской” кухни, конечно, очень простую еду. Жалованье мальчикам было пять рублей в месяц. Ещё рублей по пять-семь мы зарабатывали чаевыми.

Руководящий состав в Европейской гостинице составляли иностранцы, главным образом из Швейцарии. Директором гостиницы был господин Вольфлисберг, красивый представительный человек лет сорока, занимавший вместе с женой и дочкой Леночкой роскошный двухкомнатный номер на третьем этаже со стороны Невского проспекта. У директора было три помощника: управляющий номерами господин Вайнгарт, управляющий рестораном господин Кауфман и управляющий обслуживающим персоналом господин Лютц. Главный бухгалтер был тоже швейцарец, господин Крок. Все эти господа имели представительный вид, отлично, без акцента, говорили по-русски и никогда не позволяли себе грубого обращения со служащими. В Рождество для нас, мальчиков, в зале ресторана “На крыше” устраивалась рождественская ёлка и вечер с хорошей скрипичной музыкой и подарками, которые выдавала жена директора. 

В Европейскую гостиницу приезжало много иностранцев, поэтому от служащих требовалось знание иностранных языков. В гостинице, кроме русских, татар и латышей, работало много иностранцев. Среди официантов на этажах, поваров, кастелянш и метрдотелей были французы, шведы и итальянцы. В зимнем саду играл румынский оркестр.

Начальство гостиницы задумало и нас, мальчиков, обучать немецкому языку.  Собралась группа, человек пятнадцать, и учитель соседней гимназии, швейцарский немец господин Берггольц,  стал  по вечерам заниматься с нами в одном из помещений на крыше гостиницы.

Фёдор Кудрявцев. “Повесть о моей жизни”. СПб. Союз писателей Санкт-Петербурга,ООО журнал “Звезда”, 2014


В разное время здесь останавливались П. И. Чайковский И. С. Тургенев, И. К. Айвазовский, А. В. Луначарский, В. В. Маяковский, А. М. Горький, В. Э. Мейерхольд, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, И. О. Дунаевский, И. Ф. Стравинский, К. Г. Паустовский, К. Дебюсси, И. Штраус, шведский король Густав V, Г. Уэллс, Б. Шоу.

В 1914 году началась Первая Мировая война, а все члены правления отеля были немцами. Началась депортация, несмотря на то, что они писали прощения императору о том, что «они уже российские граждане и давно служат на благо России».

Деятельность отеля резко прекратилась в 1918 году, когда кризис захлестнул Россию.

После революции отель был переименован в «Дом советских служащих», позднее здесь размещался приют для бездомных детей. Здесь нашли приют беспризорные дети, найденные на улицах города. В качестве воспитателя сюда пришел молодой Александр Александрович Брянцев, будущий создатель ТЮЗа.

В 1932—1934 годах была осуществлена полная перепланировка здания, создана система одинаковых номеров (арх. М. Н. Анолик). Гостиницу привели в порядок и она вошла в систему «Интурист».

В 1933 году гостиница была передана из акционерного общества «Отель Лимитед» в акционерное общество «Интурист».

Во время блокады Ленинграда в сентябре 1941 — апреле 1942 года в здании размещался эвакогоспиталь № 991 на 1300 коек. После, отель был законсервирован, и к ремонту приступили уже после войны. Отель сильно не пострадал, его быстро отремонтировали и несколько десятилетий он работал по своему прямому назначению.

Особенно он был популярен в 60-70-е годы, период хрущевской «оттепели». Здесь играли известные джазовые коллективы, работал ресторан «Восточный» (в 1965 году переименованный в «Садко»). Это было особенное место: торжественная обстановка, нарядная, красивая публика, все сотрудники удивительно любезны.

Это было особенное место: торжественная обстановка, нарядная, красивая публика, все сотрудники удивительно любезны

Самые важные рестораны времен молодого Довлатова были расположены в главной в городе интуристовской гостинице – «Европейской». На первом этаже – ресторан «Восточный», в котором, казалось, ничего не изменилось с момента постройки в 1905 году: огромный витраж с Аполлоном, летящим на тройке по розовым облакам, концертная эстрада, отделенные барьерами от главного зала кабинеты. С 1908 года на мансарде гостиницы существовал ресторан «Крыша» с замечательным видом на площадь Искусств.

Ленинград Довлатова. Исторический путеводитель.

К концу 1980-х годов, интерьеры гостиницы «Европейская» сильно обветшали и встал вопрос о глобальной реставрации и реконструкции. Гостиница была рассчитала на иностранцев, но уровень проживания не соответствовал мировым стандартам. Например, в некоторых номерах не было ни душа, ни ванны, только раковина. Работы продолжались с 1989 года по 1991, и в январе открыли обновленную гостиницу.

Проект реставрации разработала Виктория Эммануиловна Струзман. Она придерживалась старой школы, и стремилась сохранить все, что возможно в первозданном виде. С 1991 г. – Гранд Отель Европа.

8 ноября 2009 года на церемонии вручения World Travel Awards (Лондон) гостиница «Гранд Отель Европа» названа самым роскошным отелем Европы и мира.


Актуально