Еда как часть религиозной традиции вайшнавизма

24.03.2020 00:53

В чем заключаются особенности гастрономической практики одной из современных духовных практик – вайшнавизма?

Культура питания в рамках данной религиозно-философской традиции тесно связана с иными аспектами жизни вайшнава – ритуальными, философскими, повседневными.

Гиппократ сказал: «Ты есть то, что ты ешь». Поэтому неудивительно, что в рамках каждой религиозной традиции особое внимание уделяется пище.

Очень условно мы можем выделить две полярных категории еды, на которую обращают внимание тексты Священных Писаний: пища запрещённая и пища священная. Так, например, в христианстве существует в определённые дни запрет на пищу животного происхождения, а кагор и просфора, даваемые при причастии обладают сакральной силой (плоть и кровь Господня).

В Ватикане находится полотно кисти Рафаэля Санти — «Месса в Больсене»: в руках неверующего священника хостия окрашивается кровью — символ могущества веры.

В исламе запретов, связанных с едой гораздо больше, нежели в христианстве. Разрешённая пища называется халяль и правоверный мусульманин должен употреблять в пищу только такую еду (стоит попутно отметить, что в ислам многие запреты пришли из иудаизма, поэтому для иудеев также существует пища дозволенная — кошерная — и недозволенная — трефовая).

Сложнее определить данные категории в буддизме, но здесь заметим, что буддизм — одна из «модификаций» индуизма, гастрономической практике которого и посвящена данная статья.

Традиционные направления индуизма — шактизм, шаваизм, смартизм вайшнавизм. Каждое из этих направлений опирается на Веды, содержит идею сансары (перерождения в различных формах жизни), кармы (последствий желаний и прошлых поступков живого существа) и в свою очередь дробится на ряд направлений. Большая часть данных религиозных практик не выходила за пределы Индии. Однако в современном мире одна из древних религиозных традиций приобрела новое звучание и становится всё более популярной в западных странах (включая Австралию и Северную Африку). Мы говорим о направлении гаудиа-вайшнавизма, которое в Америке получило название кришнаизма.

Кришнаизм иногда называют «кухонной религией», потому что процесс приготовления и вкушения пищи является здесь одним из основных способов поклонения Богу.

Кришнаизм иногда называют «кухонной религией»

Фактически сразу становится понятным при попадании на кухню в храме гаудиа-вайшнавов, что процесс приготовления пищи есть процесс духовный, поскольку базируется на четырёх принципах (четырёх «ногах» «быка» религии): чистота, милосердие, правдивость и аскетизм. Чистота означает, что ты не приходишь готовить, в грязной одежде, не приняв омовения после сна или после еды. На кухне ничего нельзя брать в рот, тем более — пробовать то, что ты готовишь, поскольку первым еду должен попробовать Кришна. Чистота на более глубоком уровне означает чистоту мыслей — ты приходишь служить Богу, а не удовлетворять потребности тела в пище.

Милосердие — или принцип ненасилия — ахимса — означает, что вайшнав не использует продукты, связанные с насилием — мясо, рыбу, яйца (как возможная форма жизни). В Бхагават-Гите — «библии» вайшнавов — сказано: Тот, кто любит Кришну, всегда преподносит Ему то, чего Он желает, и никогда не станет предлагать того, чего Господь не хочет и о чем Он не просит. Так, Кришне нельзя предлагать мясо, рыбу и яйца. Если бы Он хотел, чтобы Ему предлагали их, то сказал бы об этом. Вместо этого Господь просит предлагать Ему листья, плоды, цветы и воду и говорит, что примет их. Отсюда следует, что Он никогда не примет от нас мясо, рыбу и яйца.

Овощи, зерно, фрукты, молоко, вода предназначены в пищу людям Самим Господом Кришной. Любые другие продукты нельзя предлагать Господу, ибо Он не принимает их.

Аскетизм предполагает особое умонастроение. Идя на кухню, ты настраиваешь себя на то, что будешь делать ту работу, которую тебе поручат, а не ту, которую хочется, тем самым формируя важное для верующего качество — качество смирения.

Следующий этап кулинарной практики вайшнавов — это предложение пищи. Понемногу от каждого приготовленного блюда кладётся на особые, используемые только для этого тарелочки. Существует даже особая градация посуды, которая выстраивается в зависимости от того, насколько тот или иной материал подвергается осквернению. Лучшей считается золотая и серебряная посуда, затем идёт посуда из металла и банановых листьев. Самой худшей считается посуда из фарфора, стекла или пластика. Священнослужитель (пуджари) ставит тарелочки на алтарь и читает особые мантры, призывая Господа попробовать то, что приготовили Его слуги. После этого пища считается предложенной и называется прасад, что в переводе с санскрита значит «милость».

Особое значение для вайшнава имеет та пища, которая стояла непосредственно на алтаре — махапрасад. Вера в её силу настолько велика, что даже самые небольшие кусочки такой пищи вайшнавы везут из Индии в Россию, чтобы накормить ей своих близких. Считается, что даже одной частички такой пищи достаточно, чтобы в следующей жизни избежать рождения в теле животного и получить человеческую форму.

В шастрах сказано, что Господь без листьев туласи пищу не принимает

Важной особенностью части кулинарной, ритуальной и повседневной практики вайшнавов считается предложение вместе с пищей Кришне листочков священного дерева туласи (базилик священный). В шастрах сказано, что Господь без листьев туласи пищу не принимает. Туласи — чистая преданная Кришны, поэтому даже новорождённым младенцам и умершим советуют класть на язык листочек туласи — для того, чтобы облегчить их путь и даровать возможность принять прибежище у Бога: для новорождённых — в этом мире, для умерших — за его пределами.

Не только приготовление, но и принятие пищи для кришнаитов является особым ритуалом, который поможет не только поправить здоровье, шаткое у всех, кто живет в век Кали (век разрушения и войн; так в Ведах назван период, начавшийся около 5000 лет назад и который закончится через 427 тысяч лет), но и научиться управлять своими органами чувств.

Внимательное, вдумчивое, медитативное «вкушение прасада» такое же служение Кришне, как и приготовление пищи для Него. Один из гуру — духовных учителей Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж как-то заметил: «Ты не должен есть прасад. Это прасад должен съесть тебя». В связи с этим в ашрамах принятие пищи часто происходит в алтарной. И процесс еды одновременно является и молитвой. Поэтому считается неэтичным есть в обуви, стоя или очень быстро.

Стоит заметить, что внимание, которое проявляется в этой религиозно-философской практике к данной сфере человеческой жизни в и слитность её с духовной составляющей может послужить хорошим примером понимания того, что есть на самом деле человеческая жизнь и как её правильно использовать направить с помощью еды в том числе.

Автор: Павлова, Александра Юрьевна, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и социологии Челябинского Государственного Института Культуры и Искусств


Актуально