Выставка работ замечательного российского и советского живописца, заслуженного деятеля искусств РСФСР Ивана Алексеевича Владимирова (10.01.1870–14.12.1947) приурочена к 150-летию художника. На выставке будет представлено около 30 художественных работ Владимирова из собрания Музея политической истории России, в том числе живописные произведения и графика.

Иван Алексеевич Владимиров (1870-1947) родился в городе Вильне Российской империи (ныне Вильнюс, Литва), в семье священника. Его мать Элизабет Вакгорн была известной английской акварелисткой. Первое художественное образование Владимиров получил в Виленской рисовальной школе. В 1891 г. Владимиров поступил в Петербургскую академию художеств, которую окончил в 1893 г. по классу батальной живописи.

Выбрав специализацию художника-баталиста, Владимиров смог совместить, по его собственному утверждению, свои главные жизненные интересы – «страсть к рисованию и страсть к путешествиям». В работах он фиксировал многие важные исторические события, передавая ощущение времени. Еще в годы учебы Владимиров стал художественным корреспондентом журнала «Нива». Репортажные иллюстрации Владимирова печатали и в иностранной прессе – в английском журнале The Graphic и французском L’Illustration. В англоязычных странах его знали как John Wladimiroff.

Неутомимый Владимиров постоянно находился в эпицентре событий. При себе он всегда имел карманный альбом для набросков, чтобы позже, в студии, с помощью красок и туши доработать изображение и дать ему название. На выставке представлены живописные этюды, рисунки и акварели, которые зачастую являлись эскизами к более масштабным произведениям. Эти работы посвящены революционным событиям в России.

9 января 1905 г. Иван Алексеевич в качестве корреспондента смог пройти через заградительные посты на Невский проспект, ближе к Дворцовой площади, и своими глазами увидеть события «Кровавого воскресенья». Спустя несколько дней появилась его картина «Разгон демонстрации на Невском. 1905 г.». Продолжая документировать революционную хронику России, Владимиров посетил в 1905 г. Баку и Москву. Карандашные наброски стали основой для работ «Избиение рабочих в Балаханах», «Бой на Пресне» и «Расстрел рабочих во дворе Прохоровской мануфактуры».

Как и многие представители русской интеллигенции, Иван Алексеевич всей душой приветствовал Февральскую революцию. На его полотнах – ликующий народ, свергающий самодержавие, взятие Зимнего, сожжение царских портретов. С 1917 по 1918 годы Владимиров работал в Петроградской милиции, и именно к этому времени относится большой цикл документальных зарисовок революционных событий.

На его полотнах – ликующий народ, свергающий самодержавие, взятие Зимнего, сожжение царских портретов

Художник, стремившийся к исторической правдивости, смог показать двойственность эпохи: пафос героизма и победы революции и ее «непарадную» сторону – разруху, страдания, голод. В акварелях «На рынке», «Продовольственный отряд петроградских рабочих в деревне» без идеализации фиксируются реалии постреволюционного времени.

С 1932 года художник был членом ленинградского Союза советских художников, писал картины на историко-революционные и батальные темы.

Собрание работ Владимирова в нашем музее насчитывает более 50 живописных, графических и тиражированных произведений, некоторые из которых являются «программными» для его творчества – «Бой на Пресне», «Долой орла!», «Арест царских генералов». Большая часть этого наследия была приобретена у художника Музеем Революции в 1930-е гг. Некоторые большие живописные работы он выполнил специально по заказу музея. Коллекция пополнялась в 1969 г. и 1982 г. закупками у частных коллекционеров, а в 1997 г. две работы художника передала в музей налоговая инспекция по Центральному району Санкт-Петербурга.


Санкт-Петербург, ул. Куйбышева 2-4