Осенью 2019 года спустя 30 лет открыли три станции самой невезучей ветки петербургского метро Фрунзенско-Приморской ветки: «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». А сколько станций в петербургской подземке, запланированных еще в Ленинграде, так и остаются призраками в XXI веке?

По словам историка метро Дмитрия Графова в нашем городе сегодня 14 станций призраков и большинство из них приходится на всю ту же несчастливую фиолетовую ветку подземки, появившейся на планах почти столетие назад в 1930-х годах. Физическое освоение территорий начали 30 лет назад в конце 1980-х.

В работы по строительству все время вмешивались обстоятельства непреодолимой силы

В работы по строительству этой ветки все время вмешивались обстоятельства непреодолимой силы: развал СССР, размыв и переброска сил на Кировско-Выборгскую линию, а позже у города и вовсе изменились планы.

С чего все начиналось

Идея строительства метро на юг города появилась еще до войны, когда один из институтов подготовил проект с указанием, каким районам Ленинграда больше всего необходимо метро.

Так и появилась линия на карте, ведущая в сторону Купчино — тогда она носила название Фрунзенско-Ждановской — ее планировали построить быстро и работы начались сразу на 12 площадках. Но после распада СССР решили сосредоточить усилия на Приморском участке линии – от Садовой до Старой Деревни (тогда  ее планировали назвать Сестрорецкой). Первые станции открылись в 1997 году.

Как изменилась схема линии

Северный участок фиолетовой линии с конечной станцией Комендантский проспект достроили в 2005 году, а в декабре 2008 года появились Волковская и Звенигородская — первый маленький участок будущего Фрунзенского радиуса.

Открытие Спасской в марте 2009 года изменило схему подземки — ранее часть оранжевой линии от Садовой до Комендантского проспекта стала частью фиолетовой ветки.

Опытные диггеры могли пройти пешком от Садовой до сегодняшней Международной

С середины 1990-х годов восьмикилометровые тоннели будущего Фрунзенского радиуса были законсервированы, за их состоянием следили несколько человек, и только. Опытные диггеры тех лет могли пройти пешком от Садовой до сегодняшней Международной.

К строительству новых станций от Проспекта Славы до Шушар вернулись в 2012 году, но мало кто знает, что в проектах 1990-х годов предполагалось строительство не трех, а пяти станций метро: после «Дунайской» должна была идти Балканская, а после Шушар (Южной) Ижорская.

«От первой отказались из-за экономии денег, Дунайскую отодвинули немного дальше, а вторая сейчас откровенно без надобности, там леса и болота», – рассказал Дмитрий Графов.

Главный долгострой петербургского метро

Адмиралтейская считается главным долгостроем петербургского метро — ее начали строить в 1980-ых годах, а открыли в 2011 году — этот анти рекорд пока не побит. Изначально станция находилась на зеленой ветке метро, но в историческом центре города слишком долго искали место для наземного вестибюля. Ситуация была парадоксальной: под землей станция была практически готова, но поезда проезжали ее без остановки.

Призрак на Парнасе

Станция Парнас открылась на севере Петербурга в конце 2006 года и тоже была призраком подземки. Ее планировали открыть еще в 1988 году, но городские власти отказались от строительства метро в чистом поле. К планам ее строительства вернулись из-за нового электродепо, поскольку «Невское» работало на пределе возможностей, «Выборгское», первая очередь которого заработала в 2000 году, а третья – в 2013-м, смогло его разгрузить, взяв сперва на себя поезда фиолетовой линии, а затем и составы, курсирующие по синей.

Метро в Кудрово уже есть, но мало, кто о нем знает

Станция Кудрово до сих пор остается призраком — ее начали строить в конце 1980-х годов, но в 1997 году работы заморозили по стандартной для того времени причине – не было денег. Рядом со станцией Улица Дыбенко осталась законсервированная шахта откуда начинается давно построенный тоннель к Кудрово.

По материалам «Петербургский дневник»

Метки:
Категории:Главное История