Александрийский столп (еще одно название Александровской колонны) — самое грандиозное мегалитическое сооружение Петербурга.

Идея создания памятника Александру I, увенчанного фигурой ангела (семейное прозвище Александра: «наш Ангел») была впервые предложена Фридрихом Вильгельмом IV во время его пребывания в Петербурге.

Открытый конкурс на создание монумента был объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате». Огюст Монферран откликнулся на этот конкурс проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска. Он предлагал установить гранитный обелиск, подобный древнеегипетским обелискам на гранитном цоколе.

Возводили главную колонну города по проекту Монферрана практически в то же время, что строили Исаакиевский собор — главный шедевр зодчего — и внешне столп напоминает колонны Исаакия, только масштаб столба значительно больше.

Вес колонны составляет 600 тонн — это совершенно идеальный усеченный конус из цельного гранитного монолита, отполированный как зеркало высотой более 25 метров, а все сооружение вместе с цоколем и венчающим колонну ангелом составляет 47,5 метра.

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне в Выборгской губернии.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника были использованы громадные рычаги и ворота. Окончательный вес главной части колонны 613 т. Ствол колонны — самый высокий и самый тяжёлый монолит, когда-либо установленный в виде колонны или обелиска вертикально.

Перевозка частей обелиска из Финляндии в Петербург была трудной задачей. Для транспортировки колонны по воде построили специальный бот «Святой Николай» грузоподъемностью более 1000 тонн. На его борт колонну загружали 600 солдат, при этом они едва не уронили монолит в воду. До Петербурга «Святого Николая» с колонной буксировали два парохода.

Оборудования, которое бы позволило выточить и отполировать подобное чудо сегодня не существует, и поверить, что колонна сделана вручную практически невозможно. По документам той эпохи, Александрийский столб был установлен за 1 час 40 минут. Для этого было задействовано 400 рабочих и 2 тысячи солдат.

Есть и рисунки Монферрана, но они выглядят очень неубедительно и вызывают больше вопросов, чем дают ответов.

Самой сложной задачей, стоящей перед строителями, была установка колонны. Здесь использовали разработки, сделанные Августином Бетанкуром при строительстве Исаакиевского собора. Он сконструировал специальную подъемную систему из строительных лесов, кабестанов — механизмов для передвижения грузов — и системы блоков. Сначала колонну по наклонной плоскости подкатили на специальную платформу и закрепили на ней. Потом стали поднимать канаты, размещенные на вершине лесов. Эту операцию почти 40 минут выполняли около 2500 человек. Николая I настолько впечатлил торжественный подъем, что он воскликнул: «Монферран, вы себя обессмертили!» После установки колонны ее шлифовали, полировали и декорировали — на это потребовалось два года.

Примечательно, что и установка колонны на пьедестал и открытие памятника состоялось 30 августа

Примечательно, что и установка колонны на пьедестал и открытие памятника состоялось 30 августа (11 сентября по новому стилю). Это не случайное совпадение: это день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург, главный день празднования святого Александра Невского.

Со времен Петра I 30 августа (12 сентября по новому стилю) отмечали как день святого благоверного князя Александра Невского — небесного защитника Санкт-Петербурга. В этот день Петр I заключил «вечный мир со Швецией», в этот день были перенесены мощи Александра Невского из Владимира в Петербург. Вот почему ангел, венчающий Александровскую колонну, всегда воспринимался, прежде всего, как защитник и как страж.

Ангел охранял и благословлял. Вместе с ним город переживал все исторические коллизии: революции, войны, экологические невзгоды. В послереволюционное время его закрывали брезентовым колпаком, окрашенным в красный цвет, маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля. Готовился проект установки вместо ангела огромной статуи В. И. Ленина. Но провидению было угодно, чтобы ангел сохранился. В годы Великой Отечественной войны монумент укрыли лишь на 2/3 высоты и ангел получил ранение: на одном из крыльев — осколочный след.

Петербуржцы очень боялись, что держащийся исключительно за счёт собственной тяжести огромный гранитный столб весом 600 тонн, всё же упадет из-за ошибки расчётов Монферрана. Графиня Толстая запрещала своему кучеру провозить её мимо колонны. Вероятно, чтобы снять страх с петербуржцев, Монферран до самой своей смерти вечерами подолгу прогуливался вокруг колонны со своей собачкой.

Существуют вполне достоверные сведения о том, что Монферран предлагал Николаю пробить внутри колонны винтовую лестницу, ведущую к ее вершине, причем силами всего двух человек, из которых первый осуществлял бы непосредственные работы, а второй – выносил бы отработанный материал наружу. Такое строительство заняло бы еще 10 лет, и Николай благоразумно отказался, опасаясь, что это повредит внешним стенам колонны.

После начала реставрации 2002—2003 годов некоторыми газетами стали распространяться сведения о том, что колонна не цельная, а состоит из некоего количества «блинов», настолько искусно подогнанных друг к другу, что швов между ними практически не видно.

Метки:
Категории:История