До революции в Петербурге была и мода, конечно же большей частью парижская, и магазины, и собственно журналы мод. Antenna Daily полистала страницы журналов и нашла много интересного.

Практически все подобные журналы, издаваемые в Петербурге до революции, сформировались уже к ХХ веку. Некоторые из них были приложениями: одни – к журналам «Нива», «Север», «Звезда», «Живописное обозрение», «Петербургская жизнь»; другие – к газетам «Нева», «Сын Отечества», «Родина». Но были и специальные издания – «для дам», «для портних», «для модисток», «моды, хозяйства и литературы». Были и отдельные издания с мужской модой.

В 1914 году началась Первая мировая война и это не могло не сказаться на выпуске изданий не первой необходимости. Количество выпусков сократилось, осложняется доставка журналов подписчикам за пределами Петербурга и по России, в 1916-17 годах начинаются остановки в типографиях, связанные с переплетными материалами и отсутствием электроэнергии.

Журнал «Модный магазин» – самый «стойкий» журнал мод. Начало его издания – 1862 год

Периодическая печать появилась в России благодаря Петру Великому. В XVII веке издавался лишь рукописный листок с подборкой европейских новостей, назывался он «Куранты» и был предназначен исключительно для царских глаз. Петр  в 1702 году учреждает «Ведомости», в которых периодически пишет сам и редактирует статьи. В «Ведомостях» же появляются первые статьи, имеющие отношение к внешнему виду и косвенно к моде.

Петр учредил новый тип развлечения: «ассамблеи».  В «Ведомостях» было указано, в каком виде на эти события стоит являться. Собственно, модные издания вплоть до конца XVIII столетия были редкостью, как в России, так и в Европе. Их место занимала Пандора — путешествующая кукла в модном платье. Парижские портные и модистки одевали кукол в самые актуальные наряды и рассылали во все европейские столицы. Именно «по Пандоре» шили новые европейские платья придворные дамы Петровского времени. Русские императрицы Анна Иоановна, Елизавета Петровна и Екатерина II заказывали по кукле самые модные туалеты.

Парижские портные и модистки одевали кукол в самые актуальные наряды и рассылали во все европейские столицы

Самое раннее издание о моде в России – это московский «Магазин англ., франц. и нем. новых мод» 1791 года. Однако, еще в 1779 году было несколько выпусков журнала «Модное Ежемесячное Издание или Библиотека для дамского туалета», в котором были исключительно литературные статьи, а по части мод к нему прилагались только модные картинки.

Заметим, что единичные модные издания до 1850 года печатались в Москве, а с 1850 года количество модных «магазинов» (с англ. «magazine» – журнал) стало увеличиваться и издаваться в Санкт-Петербурге.

Основной перечень модных журналов, издававшихся в Петербурге до 1917 года

  • Журнал разного рода шитья и вышивок. 1838—1847. Редакция неизвестна. 
  • Мода. 1851—1861. Издательница Н. Ушилова. 
  • Модный магазин. 1862—1883. Издательница-редактор С. Г. Мей. 
  • Парижский Модный Зал. 1863. Гл. редакция Ав. Клемм в Париже и Штейн в СПб. 
  • Моды и Новости. 1866—1868. 
  • Новый Русский Базар. 1867—1898. 
  • Модный Свет. 1868—1883. (c 1883 г. «Модный Свет и Модный Магазин»). 
  • Модный Свет и Модный Магазин. 1883—1905. 
  • Парижские моды. 1871—1916. Приложение к журналу «Нива».
  • Модные Выкройки. 1872/73—1882/83.
  • Мужские моды. 1874—1884. Издатель-ред. Ф. Юргенс, с 1879 г. Б.Р. Рейхель. 
  • Неделя Парижских Мод. 1874—1875. Прил. к «Иллюстрированной Неделе». 
  • Моды и рукоделия. 1875—1880. Изд.-ред. Е. Ананьева, затем А. Волькенштейн. 
  • Парижские Модные Выкройки. 1876—1878. Издательница-редактор В. Лалош. 
  • Мужские парижские гардеробы. 1878. Издатель-редактор А. Волькенштейн. 
  • Парижские Моды. 1878—1902. Прил. к журн. «Живописное обозрение». 
  • Парижские Мужские Моды. 1878. Издатель-редактор Альберт Иванович Лишке.
  • Специальный журнал для дамского и мужского белья. 1878—1879. 
  • Парижские Моды. 1879—1883, в 1884 г. La Parisienne. Прил. к газете «Нева». 
  • Новейшие моды муж. платьев. 1884—1912. Изд.-ред. О. П. Пелицаро. 
  • Вестник Моды. 1885—1918. Издатель-редактор Н. П. Аловерт.
  • Новейшие Моды и Рукоделия 1886—1916.
  • Вестник Моды для модисток. 1889—1896. Издатель-редактор Н. П. Аловерт. 
  • Модистка. 1889—1898. Издательница-редактор А. П. Гоппе. 
  • Парижские Моды, Хозяйство и Домоводство. 1892—1914. 
  • Модный журнал. 1893—1902. Приложение к журналу «Звезда». 
  • Парижская Мода. 1893—1898. 
  • Вестник Моды для портних. 1894—1898. Издатель-редактор Н. П. Аловерт.
  • Модный Курьер. 1899—1916. Издатель-редактор Н. П. Аловерт. 
  • Модный Курьер: изд. для портних. 1900—1910. Изд.-ред. Н. П. Аловерт.
  • Парижские модели шляп. 1900—1903. Издатель-ред. Н. П. Аловерт. 
  • Новейшие моды. 1902—1905.
  • Моды и спорт. 1903—1905. Приложение к журн. «Петербургская жизнь». 
  • Детские платья и белье. 1903—1916. Издатель-редактор Н. П. Аловерт. 
  • Модный свет. 1910—1916. 
  • Моды для всех. 1910—1914. Редактор-издатель Н. Ф. Мертц. 
  • Мода. 1912. 

Кроме журналов мод были попытки издавать в Петербурге журналы для парикмахеров, но это продлилось недолго – в 1877 году «Приложение к Французскому Журналу для парикмахеров».

Журнал «Модный магазин»

Журнал «Модный магазин» – самый «стойкий» журнал мод. Начало его издания – 1862 год. В 1883 году журнал теряет свою самостоятельность, но все же название «Модный Магазин» продолжает присутствовать до 1915 года в объединенных названиях – «Модный Свет и Модный Магазин», «Модный курьер, Модный Свет и Модный Магазин».

Его первым редактором-издательницей была Софья Григорьевна Мей. Содержание первых выпусков было в основном литературным с добавлением «модных» материалов. Вот как написано в самом издании (1862):

«Модный Магазин» выходит два раза в месяц книжками в 1,5 (осьмидольных) листа со следующими приложениями:

  • к одной книжке прикладывается: Парижская картинка мод, работы Жюля Давида, и лист с рисованными выкройками, узорами для вышивания и разными работами;
  • к другой: большая вырезная выкройка в натуральную величину, и узор – или канвовый, или тамбурный, или же Парижская картинка туалетных подробностей.
  • Кроме того подписчики получат в продолжении года 3 заграничных гравюры на стали.

Подписка принимается преимущественно в Редакции «Модного магазина» в С.Петербурге, у Владимирской, в Дмитровском (бывшем Хлебном) переулке, №9; и сверх того, в газетных экспедициях почтамтов и у всех, более известных, петербургских книгопродавцев. Гг. иногородние благоволят адресовать свои требования исключительно в Петербург, в Редакцию «Модного магазина».

Гоппе Герман Дмитриевич

Основатель крупной издательской фирмы «Книгоиздательство Германъ Гоппе» (1867—1914) в Петербурге. Издавая книги, календари, учебные пособия, беллетристику, он внёс свой заметный вклад в насыщение российского книжного рынка изданиями высокого качества, способствовал внедрению и развитию книгоиздательского и книготоргового дела в России.

Одновременно с изданием книг Гоппе приступает к изданию нового для своего времени типа журнала мод «Моды и новости», затем широко известный «Модный свет» и в дальнейшем другие журналы. После скоропостижной смерти Германа Дмитриевича в 1885 г. делами издательства занимались его вдова Адель Павловна Гоппе и брат Эдуард Дмитриевич Гоппе.

В 1867 году Гоппе начинает издавать богато иллюстрированный журнал «Модный свет», который вмиг становится очень популярным в первую очередь из-за обилия картинок

Герман Гоппе родился в Германии и в 25 лет был приглашен в Россию заняться работой в немецком книжном магазине. Разобравшись в особенностях издательского дела, Гоппе открыл простую истину: люди любят картинки, но издатели почему-то дают им только тексты. В 1867 году Гоппе начинает издавать богато иллюстрированный журнал «Модный свет», который вмиг становится очень популярным в первую очередь из-за обилия картинок, а в 1869 России был представлен его главный проект «Всемирная иллюстрация» целиком построенный на изображениях. В 1870-1880-х годах Гоппе ведет активную экспансию: открывает несколько новых проектов, выкупает журналы у пожилых издательниц эпохи Елизаветы Сафоновой  и реформирует их,  приобретает лицензию на немецкий журнал «Der Bazaar» и начинает издавать его переводной вариант под названием «Новый русский базар». Примечательно, что редактировать журналы моды Гоппе приглашал все-таки женщин.

Аловерт Николай Павлович

В 1879—1883 годах был редактором журнала литературы, науки и искусств «Огонек». В разные годы был отв. редактором журналов «Железнодорожное дело», «Фотограф», «Электричество». Автор ряда поваренных книг для женщин: 100 блюд из картофеля, 100 кушаний из остатков, 100 блюд из овощей, 100 рецептов приготовления грибов.

Издатель-редактор журналов для женщин:

  • Вестник Моды. Иллюстрированный журнал моды, хозяйства и литературы. 1885—1918. СПб. Еженедельно. 1889—1890 годах выпускалось ежемесячное приложение «Библиотека Вестника Моды».
  • Вестник моды для портних. Иллюстр. журнал моды. (Перевод с франц. журнала «Moniteur de la Mode»). 1894—1898, 1900—1906. СПб. Еженедельно.
  • Вестник моды для модисток. 1889—1896. СПб. Ежемесячно.
  • Модный Курьер. Журнал моды, хозяйства и литературы. (Для семьи). 1899—1916. СПб. 4 раза в месяц.
  • Модный Курьер: издание для портних. 1900—1910. СПб. 2 раза в месяц.
  • Парижские модели шляп. Журнал для модисток. 1900—1903 СПб. 10 раз в год.
  • Детские платья и белье. 1903—1916. СПб. Ежемесячно.
  • Титульные страницы журнала «Вестник моды» №1 за 1885 год (стартовый номер) и №1 за 1913 год.

Много лет основу журнала составлял перевод парижских журналов «La Moniteur de la Mode» и «La Mode illustree», причем редакция непременно обращала внимание читателей, что «французские журналы в Париже и «Вестник Моды» в Петербурге выходят одновременно». Готовые выкройки имелись к каждому рисунку в 2-х размерах: 48 и 51 см в окружности груди, которые можно было купить как в редакции журнала, так и по пересылке.

Издатели яростно соперничали друг с другом, но стратегии Аловерта принесли ему успех. В начале ХХ века он выкупил старые издания Гоппе и к 1913 году единолично контролировал все крупные модные издания в стране. Николай Аловерт создал издательскую империю, в которую входили дамские журналы самых разных направлений. Он четко разделял аудиторию, понимая интересы каждой из групп своих читательниц.

Такое положение сохраняется до конца 1914 года. Идет Первая мировая война (для России с августа 1914 г.) и с №1 1915 г. журнал меняется – дизайн обложки становится сильно упрощенным, военное время накладывает отпечаток на содержание номеров. С первых номеров 1916 года появляются модные материалы из Лондона и их количество в «Вестнике Моды» постепенно увеличивается. На 33 году издания августовским сдвоенным №9–10 1918 г. «Вестнике Моды» прекратил свое существование.

Обращает на себя внимание фраза на обложке – ПОСВЯЩАЕТСЯ РУССКИМ ЖЕНЩИНАМ. Она впервые появилась в №27 от 6 июля 1896 г. и неизменно присутствовала на обложках всех номеров до конца издания.

В последнем выпуске «Вестника моды» он обращается к читательницам с извинениями в том, что не может более доставлять из Парижа иллюстрации из-за сложившейся обстановки. Большую квартиру Аловерта, занимавшую целый этаж в Петербурге на углу Итальянской улицы и Фонтанки, превратили в коммуналку, оставив Николаю Павловичу одну маленькую комнатку. Уже старый человек, он не переставал работать, трудился корректором до восьмидесяти двух лет, когда потерял зрение и последние годы жил, продавая остатки мебели красного дерева.

Полистать один из номеров.

Категории:Главное История