Зловещая тайна мистического особняка на Васильевском

25.05.2019 20:11

Когда идешь по Кожевенной линии, то меньше всего среди заводов, фабрик и промышленных зданий ожидаешь увидеть необычный особняк.

На углу Кожевенной линии и Косой линии расположился особняк купцов Брусницыных, история которого связана с одной ужасной тайной. Но, обо всем по порядку.

Каменный дом, обращенный к взморью, на этой территории был выстроен уже в 1770-х годах. В 1780-х кожевенные производства по указу Екатерины II стали размещаться в этой местности – поэтому и линия называется Кожевенной.

В 1787 г. дом, занимавший восточную половину будущего особняка, был перестроен – на первом этаже находилась контора завода, на втором – жилые помещения.

К концу XIX века кожевенное предприятие “Брусницын Н. М. с сыновьями” стало крупнейшим в Петербурге

К 1844 г. владельцем особняка стал Н. М. Брусницын. Николай Мокеевич Брусницын приехал из Тверской губернии. В 1847 году он создал кожевенную мастерскую, которая поначалу была небольшой (работало в ней всего 10 человек) и занималась дублением кожи. Вскоре у неграмотного, но предприимчивого крестьянина дела пошли на лад: он стал купцом, у него образовалась большая многодетная семья, а мастерская расширилась, превратившись в большую фабрику с 600 рабочими.

К концу XIX века кожевенное предприятие “Брусницын Н. М. с сыновьями” стало крупнейшим в Петербурге. В начале XX в. завод занимал два участка вдоль обеих сторон Кожевенной линии.

В 1882 году особняк перешел к сыновьям Николая Мокеевича Брусницына: Николаю, Александру и Георгию. Через два года трое братьев решили перестроить родительский дом. Перестройка была поручена архитектору Анатолию Ивановичу Ковшарову. Дом получил новую отделку интерьеров.

Со стороны двора был организован зимний сад. Лицевой фасад был надстроен под один карниз. Именно при этой перестройке здание получило существующий сейчас облик. Особняк приобрел форму буквы «Ш».

В революцию братья Николай и Георгий эмигрировали, Александр остался в Петрограде и продолжил работать на заводе в должности главного инженера и председателя Коллегии заводоуправления. В ночь на 28 мая 1919 года, по ордеру Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией Александр Брусницын был арестован в своей квартире при заводе, в доме 27 по Кожевенной линии и заключен в тюрьму. В июне 1920 года корпорацией рабочих и служащих кожевенного завода было передано заявление в ЧК с ходатайством об освобождении. Позднее по ходатайству юридического отдела Московского Политического Красного Креста Александр Николаевич Брусницын был освобожден.

Особняк Брусницыных. Группа членов товарищества, родственников и знакомых Н.М.Брусницына. 1913 год. Фотограф К. Булла.

После 1917 года особняк стал принадлежать кожевенному заводу имени А. Н. Радищева. Здесь разместилось заводоуправление. В 1925—1930-х годах на месте ворот были устроены вестибюль и проходная.

Интерьер

Основные парадные помещения сосредоточены в восточной половине здания, здесь использована анфиладная планировка.

Парадная столовая, оформленная в стиле позднего ренессанса. Особенно впечатляет лепной кессонированный потолок, окрашенный под дерево и гармонирующий с деревянными настенными панелями и дверями. Большая бронзовая люстра и бра на стенах тоже подлинные.

Среди панелей слева от буфета есть замаскированная потайная дверца

Первоначально для освещения использовались свечи, впоследствии замененные электричеством. Также в парадной столовой сохранился в первозданном виде прекрасный резной деревянный буфет. Стены украшают деревянные дубовые резные панели ручной работы, очень ценные (среди этих панелей слева от буфета есть замаскированная потайная дверца, ведущая в бильярдную).

Деревянные двери украшены резными орнаментами и бараньими головами (баран является символом торговли). Стены раньше были затянуты тонкой светлой кожей. Окон, выходящих на улицу, в столовой нет. Гравированные стекла в окнах и дверях столовой обращены в зимний сад (оранжерею). Когда-то в центре этого большого, но уютного обеденного зала стоял огромный овальный дубовый стол, вокруг которого располагались обитые кожей стулья на 60 человек.

Танцевальный зал, который иногда ещё называют Белым залом (в зал ведут двери, расположенные напротив дверей в зимний сад). Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением. Белый зал оформлен в стиле Людовика XV.

Стены, двери и потолок Белого зала сплошь покрыты лепниной с растительными орнаментами, венками, музыкальными инструментами, амурами и женскими головками. Значительное пространство на стенах занимают лепные панно с изображением ваз, цветов и фигурок сатиров со свирелями и другими музыкальными инструментами. В помещении сохранились цельные, без переплетов оконные рамы с очень толстыми стеклами, а также мраморные подоконники. Кроме того, в зале привлекает внимание огромная люстра с хрустальными подвесками. Прекрасно сохранился мраморный камин.

В центральной части камин украшают скульптуры целующихся путти, ещё два амурчика сидят по бокам, поддерживая свисающие мраморные гирлянды сложной работы. Две тумбы по бокам камина, изначально предназначавшиеся для ваз с цветами. Расположение зеркала, как и в других помещениях особняка, специально подобрано таким образом, чтобы посетители могли видеть в него отражение великолепной люстры и потолка.

Кальянная комната оформлена в восточном мавританском стиле

К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором. Это одно из самых ценных помещений дома.

По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном мавританском стиле. Сохранился купол курительной комнаты, а также небольшой угловой эркер с изящными полуколонками. Стены и купол этой «мавританской шкатулки» украшены ярко раскрашенной гипсовой лепкой с позолотой.

Уникальная старинная люстра из стекла и латуни покрыта восточными рисунками и надписями. Люстра отражается в зеркале, что зрительно увеличивает пространство комнаты. По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху».

По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху».

Мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка, от ныне заколоченного парадного входа. Никаких светильников тут нет, но лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатид.

На верхней площадке лестницы, под окном можно увидеть мраморный камин в достаточно строгих формах. Расположенное над ним окно обращено в оранжерею (зимний сад), которая когда-то был наполнена зеленью, цветами и даже плодовыми деревьями. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад. В эркере на площадке около камина когда-то стояло кресло, а ноги посетителей утопали в коврах.

Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах. Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии. В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. В помещении сохранилась подлинная люстра. Особенно примечательно, что стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности. Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы. Зеркала также имеются в эркере, расположенном в центре главного фасада здания.

Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы

Бильярдный зал (Красный кабинет), куда можно попасть из оранжереи или столовой (из столовой сюда ведет уже упоминавшаяся потайная дверца). В помещении уцелел лепной потолок под дерево, а также мощная бронзовая люстра со специальной ручкой, позволявшей опускать её над столом.

Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин. Когда-то в бильярдной ещё был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из соседней оранжереи.

Тайна особняка

С особняком связана тайна «зеркала Дракулы». В особняк зеркало доставили в начале XX века из Италии. По легенде оно висело в одном из венецианских палаццо, где хранился прах графа Дракулы.

Начало слухам положила внезапная кончина внучки купца

Рассказывают, что те, кто смотрелся в зеркало, испытывали странные ощущения, а впоследствии с этими людьми происходили страшные вещи. Начало слухам положила внезапная кончина внучки купца — дочери кожевенного заводчика, а также постоянное плохое самочувствие членов семьи. Из-за этих событий зеркало спрятали в кладовую.

После революции мистический предмет интерьера оказался во Дворце Культуры имени С. М. Кирова, а позже, по решению Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры снова возвращён в особняк и повешен в кабинете заместителя директора завода. Через некоторое время он бесследно и загадочно исчез.

Один рабочий, увидевший своё отражение в зловещем зеркале, также внезапно исчез. Тогда кабинет вообще заколотили, входить в него запретили, заводоуправление переселили в новое здание.


Актуально