В составе экспозиции, построенной исключительно на материалах Государственного Эрмитажа, около 700 предметов, среди которых произведения живописи и графики, скульптура; изделия из серебра, стекла, фарфора, цветного камня, разнообразные ткани и предметы мебели.

Обманки ведут игру со зрительским восприятием: плоские предметы становятся объемными, близкое – далеким; иллюзия становится реальностью. Обманки заставляют удивляться мастерству художника, столь убедительного в своем стремлении «обмануть». Глядя на такие произведения, вспоминается афоризм Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись: “буйвол”, не верь глазам своим».

Обманка – иллюзорное воспроизведение реальных предметов, вызывающее эффект присутствия подлинной натуры

Эрмитажные коллекции дают возможность показать историю зарождения имитаций и иллюзий, начиная с древних культур Египта, Греции и Рима, акцентировать расцвет обманок в искусстве XVII–XVIII веков и проследить их общую эволюцию вплоть до начала ХХ века.

Ваза с росписью «под серебро» Россия, Санкт-Петербургская губерния, Шлиссельбургский уезд, село Морье Завод С. Я. Поскочина Вторая четверть XIX в.

Впервые, в таком масштабе и комплексно, на выставке представлены экспонаты, в которых определяются различные виды обманок, среди которых: тромплёй (фр. trompe-l’oeil – обман зрения) – произведения, создающие иллюзию объема; имитация материалов – вещи, кажущиеся выполненными из других материалов (дерева, камня, металла), имитация предметов – объекты, принимающие облик других предметов (книг, плодов, цветов).

Неизвестный художник Две книги. Обманка Голландия. Конец XVII–первая четверть XVIII в.

Экспозиция построена на сопоставлении объектов: мнимых и действительных. Зрители приглашаются в увлекательную игру разгадывания предметов-обманок, попадая в «кабинет-библиотеку», «римский двор», «художественную галерею», «деревенскую избу», «сад», прочие реконструкции и сценарии. Как в любой пьесе, предполагается определенное развитие сюжета: зритель замечает объект, принимает его за реально существующий, затем обнаруживает розыгрыш, вызывающий еще большее любопытство.

Иоганн Каспар Фюссли 1706 Цюрих – 1782 там же Trompe l’œl (Обманка) Швейцария 1750

Популярной «средой обитания» обманок были библиотеки и кабинеты. Натюрморты-тромплёй, столики с изображением лежащих на них писем, перьев, других «кабинетных» вещей органично вписывались в обстановку комнат, предназначенных для чтения и научных занятий. Излюбленными образцами для создания обманок были книги и альбомы, в которые превращались футляры для хранения камей и слепков, пресс-папье, коробочки, кошельки, табакерки, прочие вещи.

Пресс-папье с накладными ягодами и листьями Россия, Екатеринбург 1870-е