История и наука Рунета – серия книг, которая раскрывает перед читателем специфику мировоззрения людей, живших в прошлые эпохи.

Средневековое искусство, непристойные фигуры на стенах церквей и неординарные развлечения могут показаться современному человеку неприличными и странными. Авторы трактуют парадоксы христианской иконографии, отражают искусствоведческую точку зрения на изобразительное искусство Средних веков, делятся с читателями историями о ярких личностях России XVIII века, их дерзких нравах и гротескном образе жизни.


Ранее вышедшие книги серии:

— Сергей Зотов, Михаил Майзульс, Дильшат Харман «Страдающее Средневековье»

— Валерия Косякова «Апокалипсис Средневековья: Иероним Босх, Иван Грозный, Конец света»

— Лев Бердников «Дерзкая империя. Нравы, одежда и быт Петровской эпохи».

В конце ноября серия пополнилась новинкой – в продажу поступила книга «Голое Средневековье» Джека Хартнелла. 


Джек Хартнелл – британский историк искусства, преподаватель в University of East Anglia. Получил степень доктора философии в институте искусства Курто, Лондон, работал в музее Виктории и Альберта, Колумбийском университете в Нью-Йорке и Институте Макса Планка в Берлине. Джек Хартнелл исследует визуальную культуру в самом широком смысле. Особенно его интересует искусство Средних веков: для Хартнелла оно подлинный проводник к широчайшим культурным смыслам средневекового мира Востока и Запада.

В «Голом Средневековье» Джек Хартнелл подробно разбирает представления средневекового человека о себе самом, о жизни и смерти. Это возможность посмотреть на телесную оболочку глазами человека из Средних веков!

Каждой части тела посвящена отдельная глава. Голова, руки, внутренности, даже пальцы на ногах – всему этому люди придавали особенный смысл. Поскольку средневековый человек довольно смутно представлял, как устроено его тело, изображения внутренних органов иногда получались весьма причудливыми!

В Средневековье не было точного представления о форме и размере сердца: одни считали его круглым, другие продолговатым, а третьи представляли треугольным по форме, с сужающимся концом, словно у пирамиды. Кровь делили на хорошую, плохую и живую. Методы контрацепции в Средневековье были далеки от сегодняшних и достаточно наивны, но в то же время опасны. Размышления о красоте и уродстве превозносили мужское тело как совершенное, а женское считали второсортным.

Джек Хартнелл обладает уникальным талантом: он умеет слышать, что говорят молчаливые древние артефакты. В произведениях искусства Средних веков он видит зашифрованные загадки, которые разгадывает на страницах своей книги.


«Почти никогда не было ясности с количеством костей. Одни авторы настаивали на том, что их ровно 229, другие утверждали, что у мужчины 228 костей, тогда как у женщины на две меньше, 226. Некоторые поддерживали более частное соображение о том, что у мужчины на одно ребро меньше, чем у женщины: это отсутствие одной кости было отголоском Книги Бытия, где рассказывается, что Бог сотворил Еву из ребра Адама».

 «Именно мужчина был идеалом человеческого рода, особенно в отношении восхваляемого телесного тепла, пребывавшего в центре анатомических воззрений. Мужские тела, как считалось, вырабатывают это насущное питательное тепло легко и в изобилии. Поэтому их тела больше и у них больше волос, а кроме того, им нетрудно посредством пота и спермы избавляться от избытка гуморов, естественным образом возникающих в горячем теле. Женщины же обладали телами более холодными, и в некоторых случаях их тело описывали как более близкое по типу к детскому, нежели к огненному, полностью развившемуся мужскому».

«Итальянские погребальные обычаи требовали одевать умерших и выставлять напоказ их лица во время шествия к могиле, и эти-то обычаи и нарушались расчленением трупа ради его изучения. Мало кто желал, чтобы тело любимого человека подверглось такому обращению, разве что в случае крайней необходимости. Но все в большей степени осознавалось, что трупы заключают внутри себя немаловажную эмпирическую истину, спрятанные под кожей объяснения и причины того, что видимо снаружи».

Отрывки из книги Джека Хартнелла «Голое Средневековье»

Метки: