На Даниловском рынке прошло первое масштабное освещение малоизвестной в России проблемы Food Waste. В рамках социальной инициативы Смена Food Waste на Даниловском прошли лекции, круглые столы с участием лидеров мнений и многочисленные акции, посвященные сокращению потерь продовольствия.

Сегодня около трети производимых продуктов не доходят до стола потребителя. Это большая продовольственная проблема, которая затрагивает многие социальные аспекты, отражается на экономике и экологии. Большинство Европейских стран уже подписали соглашения о снижении продуктовых потерь вдвое к 2030 году. В противном случае, к 2050 году на Земле будет недостаточно ресурсов для того, чтобы прокормить всё население планеты. Целью мероприятия было заявить о Food Waste во всеуслышание, привлечь внимание горожан и широкой общественности.

В рамках Смены был организован круглый стол, на котором собрались авторитетные спикеры: от представителей ООН до частных инициатив, которые решают проблему на своём уровне.

Выводы: проблема продуктовых потерь касается абсолютно всех – от потребителей до крупных производителей, кейтеринговых компаний и ресторанных сетей. На данный момент законодательство не предполагает решение этой проблемы. Тем не менее, благодаря рачительному подходу, инициативам и доли фантазии уже сегодня каждый из нас на своём уровне может что-то изменить в лучшую сторону и, главное, – сэкономить средства и минимизировать вред, наносимый экологии.

Примеры:

  • тесное сотрудничество крупных продовольственных предприятий с Фондом продовольствия «Русь» (работа с крупнейшими российскими производителями товаров народного потребления, которые по договорам пожертвования на постоянной основе передают свою продукцию в Фонд продовольствия «Русь» с заводов и складов по всей стране)
  • разумный подход в кейтеринге во время исполнения заказов
  • передача нуждающимся нераспроданной продукции в сети Хлеб насущный посредством фудшеринг.ru и других благотворительных организаций
  • стремление к безотходному производству в ресторанах и сетях

Основной вывод: важность информирования людей и донесения до подрастающего поколения идеи более бережного подхода к продуктовым ресурсам.

21-22 июля на Даниловском рынке прошёл ряд акций, в рамках которых известные шефы, авторы книг и блогеры подчеркнули масштаб проблемы и предложили свои решения.

Маринна Орлинкова и Алена Спирина поделились опытом рациональных закупок, правильного хранения продуктов и их максимального использования. Дмитрий Журавлев рассказывал, как из вчерашнего риса можно сделать китайское блюдо. Елена Чекалова рассказала, как пустить в ход головы и языки трески, которые практически всегда идут в мусор. Юрий Книжник поведал об исторически-национальном принципе безотходности ашкеназской кухни. Известные московские и питерские шефы Антон Ковальков, Тимур Абузяров, Георгий Троян, Марк Стаценко, Антон Абрезов, Никита Подерягин делились с гостями шефским опытом, как можно использовать продукт полностью, с вершками и корешками, как более бережно относиться к морепродуктам, как сохранять продукты при помощи молочной ферментации, соления, сушки и маринада. Татьяна Елизарова и Андрей Пруцких показывали, как можно использовать в хозяйстве, например, кофейную гущу или «спасти» пропадающие фрукты в напитках и коктейлях.

Также в рамках Смена Food Waste был организован «Диско-суп»: шеф-повара Дмитрий Зотов и Анатолий Казаков, а также блогеры Алена Спирина и Дмитрий Журавлев при помощи волонтеров и посетителей рынка приготовили несколько сотен литров супа из внешне не привлекательных продуктов или продуктов, чей срок годности истекал на следующий день. Супом накормили посетителей, а остатки отдали благотворительным организациям (фудшеринг.ru и доброномика.ru).

Помимо всего, состоялась акция «Остатки сладки»: шеф-повара Антон Абрезов, Андрей Рывкин, Денис Крупеня, Виталий Истомин, Марк Стаценко «спасали» остатки еды совместно с кафе Дагестанская лавка, Chowder&Pie, United Kitchen, Bo.

В течение двух дней шефы готовили из продуктов, которые выглядели непривлекательно, чей срок годности истекал на следующий день, а также из частей продуктов, которые обычно отправляются в мусор: например, из морковной ботвы Андрей Рывкин и Денис Крупня приготовили соус песто для своего ростбифа, а из помятых помидоров — кетчуп, Антон Абрезов использовал пармезановые корки для приготовления своей сырной версии традиционного испанского супа ajo blanco, а Марк Стаценко использовал остатки фруктов. Все продукты были предоставлены Даниловским рынком и розничной сетью «Азбука Вкуса».

Треть производимых сегодня продуктов не доходит до наших столов

Наталья Паласьос, инициатор Смена Food Waste : «Треть производимых сегодня продуктов не доходит до наших столов. Мы разбазариваем нещадно этот ресурс. Если мы ничего не изменим в наших привычках, то по официальным мировым исследованиям в 2050 году на планете не хватит еды для всего населения. Нам нужно было заявить об этой проблеме во всеуслышание. И мне кажется, это удалось. Так как об этом со сцены Смена Food Waste рассказали известные московские и питерские шефы, авторитетные эксперты, авторы книг и популярные блогеры. На странице социальных сетей уже около 3000 подписчиков, вышел ряд статей, на само мероприятие пришло несколько сотен человек. Если все эти люди хотя бы задумаются о проблеме, то зерно ее решения уже заложено в почву, и рано или поздно оно прорастает».

Ольга Кукоба, креативный директор Даниловского рынка: «Тема осознанного потребления для команды Даниловского – не пустой звук. Мы сотрудничали с московскими активистами фудшеринга, передавали остатки хосписам, сводили наших арендаторов – кафе с приютами для животных, организовывали мастер-классы с шефами и учили наших гостей готовить из вершков и корешков, перешли на упаковку и пакеты их кукурузного крахмала. С организацией Smena Foodwaste все эти начинания сложились в общий пазл. Мы надеялись не просто заразить москвичей идеей безотходного потребления, но и провести профилактическую работу с собственными арендаторами. Оказалось, впрочем, что рынок – довольно экологичное пространство. Формат рыночных бистро предполагает, что шефы пользуются продуктами рынка, а значит, предпочитают докупать недостающие продукты по необходимости, а не запасаться ими впрок. Кроме того, закупки планируются и осуществляются каждым торговцем, который знает своих покупателей, с исключительной точностью прогнозирует спрос, несколько раз в неделю, поэтому остатков практически не остается. По мере увядания товара – на него растет скидка, а ради спасения продуктов – продавцы их просто дарят малообеспеченным гостям рынка. Большинство остатков оседает на базах и генерируется торговыми сетями, поэтому мы постарались объединить их представителей, чтобы поднять тему пищевых потерь в топ повестки.»

Владимир Садовин, президент компании «Азбука Вкуса»: «Нереализованная продукция – серьезная проблема для розницы – не только с материальной точки зрения, но с этической. Сам факт организации и проведения такого события призван привлечь внимание бизнеса, общественности и власти к этому вопросу. Это первый и очень важный шаг к тому, чтобы разработать эффективные меры по снижению количества товаров, уходящих на утилизацию, дать толчок формированию законодательных инициатив для регулирования этой сферы и сформировать культуру обращения с продуктами с подходящими сроками годности».

Метки:
Категории:PS События