Мало кто уже помнит, что помимо Пулково в Ленинграде был и еще один пассажирский аэропорт на севере города — Ржевка (код IATA RVH).

История Ржевки начинается в 1941 году. Он был построен как военный аэродром, на котором базировались советские истребители. В те годы он имел наименование «Смольное» (по названию близлежащей деревни Смольная) и играл важную роль в обороне Ленинграда.

Это был единственный аэропорт, который удалось скрыть от врага благодаря прекрасной маскировке. Взлетно-посадочную полосу, закрывали деревьями и кустами, укрепленными на специальных поддонах – их убирали только во время взлета или посадки самолетов и сразу же возвращали на прежнее место. Боевую технику в перерывах между полетами скрывали в лесополосе.

Недалеко от «Смольного» был сооружен специальный «лже-аэродром», с макетами самолетов в натуральную величину, именно он подвергался постоянным бомбовым ударам.

В 1944-48 этот аэродром был основным аэропортом Ленинграда, полеты с него совершались в Москву, города Урала, Крайнего Севера и по другим направлениям.

В 1950-е — 1970-е годы аэропорт широко использовался для пассажирских и грузовых перевозок. А в 1976 году аэропорт получил новое название «Ржевка». В 1978 году был введён в эксплуатацию новый аэровокзал с пропускной способностью 250 пассажиров в час.

В 1978 году был введён в эксплуатацию новый аэровокзал

В 1980 году регулярные пассажирские перевозки в аэропорту были прекращены. Дальние рейсы переведены в Пулково. Ежедневные многочисленные рейсы малой авиации по Ленинградской области — ликвидированы.

С середины 1980-х годов «Ржевка» начала специализироваться на авиационных работах (авиационно-химических, аэрофотосъёмочных и научных полётах).

Аэродром «Ржевка» 3 класса был способен принимать следующие воздушные суда: Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ан-32, Л-410, вертолёты всех типов (Ка-26, Ка-32, Ми-2, Ми-8 и другие).

Однако в 1990-е годы в аэропорту вновь выполнялись регулярные региональные пассажирские рейсы, в том числе рейс авиакомпании Белавиа Минск — Санкт-Петербург — Петрозаводск. Ржевка имела два собственных Ан-26, на которых выполнялись чартерные грузовые перевозки.

В 2000-е годы Ржевка являлась центром деловой авиации на Северо-Западе, на аэродроме базировались аэроклубы «Невский» и «Балтийский», авиакомпании «Баркол», «Роснефтьбалтика» и «Корпоративные вертолёты Северо-Запада».

В 2006 году собственником было принято окончательное решение о закрытии аэропорта. После этого аэродром использовался в качестве посадочной площадки для малой авиации, официальное название — «Ковалёво».

В 2009 году взлетно-посадочные полосы аэродрома использовались лишь в качестве автостоянки для новых автомобилей местными автодилерами.

Сегодня аэропорт восстановлен, принимает чартерные рейсы, авиацию общего назначения и санитарную авиацию. Прилет нужно согласовывать с администрацией, в будние дни с 09:00 до 18:00.

Категории:История