«Товарищество Российско-Американской Резиновой мануфактуры» (ТРАРМ) — под таким названием в 1860 году начало работать предприятие, обозначившее старт бурного развития резинотехнической промышленности России.

Основатель компании, американский коммерсант Фердинанд Краузкопф, приехавший в Россию в 1859 году с намерением изучить российский рынок, очень быстро понял, что продажа изделий из резины сулит огромные прибыли.

Бурно развивавшаяся российская промышленность нуждалась в насосных рукавах, шкифных ремнях и трубах, а рынок потребителей галош представлялся и вовсе безграничным. Оценив все выгоды, Краузкопф очень быстро сумел убедить в них российских купцов, которые согласились стать компаньонами и вложили свои деньги в аренду участка земли на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге и в строительство завода по производству резиновых изделий.

Новая резиновая фабрика была оборудована по последнему слову техники исключительно заграничным оборудованием. Технологический процесс полностью дублировал американский.

Первая продукция была выпущена в 1860 году – именно с этого момента и началась история «Красного Треугольника». Вновь созданное Товарищество продемонстрировало уникальный образец успешного менеджмента, который позволил предприятию уже через год получить прибыль.

Уже в 1861 году, через девять месяцев после запуска производства, «Товарищество Российско-Американской мануфактуры» получило свою первую награду за качество — серебряную медаль Мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге, обойдя по многим показателям старых фабрикантов Кирштейнов. В 1863 году произошло слияние Товарищества с фирмой Кирштейна, не выдержавшей конкуренции с более сильным новичком.

В 1888 году предприятие стало снабжать свои изделия собственным товарным знаком – треугольником с начальными буквами ТРАРМ внутри. В 1908 году этот торговый знак был утвержден официально, а слово «Треугольник» было прибавлено к названию компании.

За первые 50 лет существования мануфактура изготовила 282 миллиона пар галош и стала одним из крупнейших «резиновых» производителей мира. Кроме галош, фабрика «Треугольник» выпускала продукцию для тяжелой промышленности, а также непромокаемую одежду, резиновые подушки и матрацы. В разгар Первой мировой войны «Треугольник» стал основным поставщиком резины для автотранспорта, авиации. За свою продукцию компания «ТРАРМ» получала множество премий и золотых медалей на российских и международных выставках и была удостоена звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

В 1918 году cоветское правительство национализировало «Треугольник», и предприятие стало называться «Государственный завод резиновой промышленности №1 Треугольник». В 1922 году в честь Пятой годовщины Октября предприятию было присвоено название «Красный Треугольник».

Спрос на его продукцию в то время значительно опережал предложение, и руководство завода всячески стремилось интенсифицировать производство, чтобы увеличить выпуск столь необходимых стране изделий. Для того, чтобы ускорить процесс производства, на предприятии был разработан новый – коллективный — метод сборки галош. Процесс сборки был разделен на восемь операций, максимально совпадающих по времени исполнения. Это был первый в истории резиновой промышленности опыт коллективной сборки изделий.

Первыми в стране специалисты завода сконструировали и прижимочную машину для прикатки подошвы, которая значительно облегчила труд клейщиц и улучшила качество изделий. А в 1927 были проведены первые опыты конвейерного выпуска галош. К 1929 году конвейерами были оборудованы уже несколько цехов «Красного Треугольника». Они помогли вывести предприятие на совершенно новый уровень производства и увеличить выпуск продукции в несколько раз.

В октябре 1930 года «Красный Треугольник» был реорганизован в комбинат. Бурное развитие промышленности в молодом советском государстве поставило перед предприятием новые глобальные задачи. К 1932 году завод производил уже более 100 видов продукции. В состав комбината вошли шесть заводов: два галошных, шинный, «Промтехника» (будущий завод РТИ), ремонтно-механический, регенератный и энергоуправление.

Главной проблемой, тормозившей развитие резинотехнической промышленности советского государства, было отсутствие собственной сырьевой базы – весь каучук завозился из-за границы. Перед резинщиками встала новая задача — заменить натуральный каучук искусственным, чтобы полностью прекратить ввоз из-за границы сырья и резинотехнических изделий.

В 1932 году ленинградский завод «Красный Треугольник» первым в мире начал промышленный выпуск изделий из синтетического каучука, который за четыре года до этого был изобретен группой ленинградских ученых во главе с С. В. Лебедевым – возглавлявшим в те годы Центральную заводскую лабораторию.

Промышленное освоение синтетического каучука сопровождалось полной реконструкцией и техническим перевооружением завода. На многих этапах производства на смену ручному труду приходили машины. В производство резиновой обуви внедрялся новый метод – штамповки, который особо широкого применения достиг в послевоенные годы.

«Красный Треугольник», несмотря на пуск нового Ярославского шинного завода, оставался одним из ведущих производителей шин и единственным поставщиком шин для автомобилей иностранного производства, доля использования которых в стране, несмотря на развитие отечественного автомобилестроения, была весьма высокой.

Третья пятилетка стала для предприятия периодом освоения новой продукции. На предприятии выпускали детали для автомобилей и тракторов, перфорированную резину для разработки апатитов, поручни для эскалаторов первого советского метрополитена, стратостаты.

С началом Великой отечественной войны основные производства «Красного Треугольник» — заводы РТИ и шинный – были эвакуированы из Ленинграда. Но на оставшемся оборудовании необходимая фронту продукция выпускалась и в блокадные дни.

Война нанесла «Красному Треугольнику» огромный урон. Только в 1943 году на его территории разорвалось 1500 крупных снарядов и 30 авиабомб. Вновь, как в 20-е годы, завод возрождался практически из пепла – в результате бомбежек были разрушены 22 корпуса, а все остальные частично повреждены.

Пришлось не просто восстанавливать завод, но и переоборудовать его под новые технологические процессы. В 1949 году начал работу новый цех литья резины под давлением. Технология формования изделий под давлением позволила увеличить выпуск продукции почти на 70%. Это был настоящий прорыв в области производства РТИ.

Перестраивать пришлось и шинное производство. После войны «Красный Треугольник», отдавший свое оборудование и лучшие кадры эвакуированным производствам, оказался в сложном положении. Выровнять ситуацию удалось только к 1959 году, когда завершилась полная реконструкция и модернизация шинного производства.

В начале 70-х стало понятно, что предприятию вновь нужна серьезная реконструкция. И не только в плане технического перевооружения. Необходимо было комплексное решение проблемы, которое позволило бы увязать все проблемы «КТ» с требованиями градостроителей, энергетиков, экологов.

План должен был осуществиться в течение 10-15 лет, причем без остановки производства. Однако темпы реконструкции и технического перевооружения значительно отставали от требований времени и к началу перестройки «Красный Треугольник» оказался в сложном положении. Объединение вновь распалось на отдельные производства, которые старались поодиночке выживать в новых рыночных условиях.

Метки: