Петр I «на любой вкус»

Antenna Daily вместе с Натальей Коробкиной, автором «Облачного гида Петербурга» к дню рождения Петра Великого, который отмечают 9 июня, подготовили материал о памятниках основателю нашего города.

Памятников Петру в Санкт-Петербурге предостаточно. Ему на самом деле можно поставить памятник в любой точке города, и везде он будет уместен. Личность масштабная, характер разносторонний. Его есть за что помнить, но вот вспоминают о нем часто по-разному, и памятники ставят друг на друга совсем не похожие. Большинство из них – это скорее памятники не Петру, а заказчикам, инициаторам установки или скульпторам. Можно перефразировать известную пословицу: скажи, какой памятник ты поставил Петру I, и я скажу, кто ты.

  1. Памятник «Царская прогулка» в Стрельне

Адрес: пос. Стрельна, Березовая аллея, 3

Скульптор: М. М. Шемякин

Открыт: в 2003 году

Петр – хозяин

Памятник стоит у пристани, рядом с новой государственной резиденцией, и встречает гостей. Петру I в Стрельне дворец достроить не удалось, и он иностранных гостей принимал в Петергофе. Зато в XXI веке резиденцию восстановил и достроил В. Путин, и теперь «все флаги» в гости к нам приезжают сюда. Петр на этом памятнике не полководец, не реформатор, а хозяин и барин, «хозяин земли русской».


  1. Памятник Петру I в Кронштадте

Адрес: г. Кронштадт, Петровский парк

Скульптор: Теодор-Жозеф-Наполеон Жак

Открыт: 27 июня 1841 года (в годовщину Полтавской битвы)

Заказчик: Николай I

Петр – основатель и защитник

Благодаря кронштадтским укреплениям, неприятельский флот ни разу не смог подойти к Петербургу (ни в Северную, ни в Крымскую, ни в Великую Отечественную войну). Петр выбрал это место и основал Кронштадт как верного, надежного и непоколебимого защитника Петербурга. И здесь Петр, конечно, – основатель и защитник. На постаменте две надписи: «Петру Первому Основателю Кронштадта 1841 Года» и слова самого Петра – «Оборону Флота и сего места держать до последней силы и живота яко наиглавнейшее дело. Из Указа Государя 1720 г. Мая 18 д.». Идеализация героя продолжается. Впервые Петр изображен в полный рост (до этого были либо бюсты, либо конные статуи). Гений и фигурой должен обладать богатырской. Поэтому заказчик и скульптор решили, что негоже царю быть долговязым. И вместо сутулого, нескладного, с длинными худыми ногами Петра перед нами крепкий, могучий и статный офицер.


  1. Бюст на Крестовском Острове

Адрес: наб. Мартынова, 92

Скульптор: упрощенная копия работы М.-А. Колло 1767 года (голова «Медного всадника»)

Открыт: 30 мая 1872 года (200-летие со дня рождения Петра I)

Инициатор: Санкт-Петербургский речной яхт-клуб

Петр – первый яхтсмен в России

Петр – основатель не только российского военно-морского флота, но еще и первого в мире любительского яхт-клуба. Императору очень понравились голландские яхты, он привез несколько штук в Россию, организовал производство в Петербурге и бесплатно раздал около 200 яхт именитым жителям города. Он создал целый регламент, по которому «Невская флотилия» должна была раз в неделю выходить на Неву для обучения и тренировок. Но любительским этот клуб можно назвать очень условно. Членство в нем было принудительным, что свойственно всем затеям Петра. Царю очень нравилось ходить под парусом, и он считал, что жители города должны пользоваться Невой как главной улицей и с легкостью управляться с парусными судами. За отсутствие на еженедельных тренировках и плохое содержание яхт участника клуба нещадно штрафовали.

После смерти Петра «Невская флотилия» перестала существовать, что, в общем, не удивительно. Первый клуб петербуржцев, по-настоящему увлеченных парусным спортом, – Санкт-Петербургский речной яхт-клуб – появился только во второй половине XIX века (в 1860 году). Представителям клуба и принадлежит идея установки памятника Петру I. Отливал бюст литейщик А. Н. Соколов, а подарил клубу – писатель А. А. Соколов. Могу предположить, что для членов яхт-клуба было не столь важно, какой памятник поставить, а основная его функция – подчеркнуть преемственность и общность с великим единомышленником.


  1. Памятник в Петропавловской крепости

Адрес: наб. Мартынова, 92

Скульптор: М. М. Шемякин по восковой персоне К. Б. Растрелли

Открыт: в 1991 году

Инициатор: памятник подарен городу М. Шемякиным, а инициатором его установки в крепости был мэр города Анатолий Собчак

Петр – личность

Пишут, что этот памятник вызывает неоднозначные и противоречивые чувства, что он гротескный и карикатурный, отталкивающий и пугающий. Но разве Петр не был таким? Противоречивым и контрастным, впадавшим в крайности, пожертвовавшим сыном ради идеи. Памятник этот Михаил Шемякин отлил в США и подарил городу, а по инициативе Анатолия Собчака в 1991 году его установили в Петропавловской крепости. Начало 1990-х – время смены авторитетов и идеологий, время поиска. И этот памятник – уход от штампов, он заставляет задуматься, каким же на самом деле был Петр. Он здесь не великий реформатор, не триумфатор-победитель, не «Отец Отечества». Он – человек. Человек страшный, гротескный, страстный, впадающий в крайности, пугающий, но вызывающий сострадание.


  1. Бюст на Большой Монетной

Адрес: Большая Монетная ул., 19

Скульптор: В. Э. Горевой

Открыт: в 2003 году

Кто бы мог подумать, что Петра I тоже надо защищать? Бюст этот первоначально установили у стадиона «Петровский» в 1994 году (который до 1992 года носил имя В. И. Ленина). Но через год голову царя украли! Интересно, что случилось это именно с памятником, стоящим около футбольного стадиона, как будто для того, чтобы лишний раз скомпрометировать фанатов, и без того обладавших репутацией не самых культурных жителей города. Но через год памятник нашли, а в 2003 году установили на новом постаменте – уже около здания районной администрации, под защитой ее авторитета, а также охранников и камер видеонаблюдения.


  1. Бюст у домика Петра I

Адрес: Петровская наб., 6

Скульптор: по разным данным – П. П. Забелло или Н.-Ф. Жилле

Открыт: 30 августа 1875 года (150-летие смерти Петра I)

Петр – часть композиции

Петербург неразрывно связан с Петром I, и памятник царю не удивил бы горожан в любом месте Северной столицы. И – особенно – памятник просто необходим у самого старого здания, служившего Петру домом. Вот его и поставили. Но, по-моему, – скорее для галочки, чтобы отметиться и чтобы памятник «был».

То, что мы сейчас называем «Домиком Петра I», а при самом царе именовали «Красными хоромцами», вернее охарактеризовать как походную палатку, а не дом или дворец. Петр жил там редко, так как шла война, требовавшая от него постоянного передвижения. Он останавливался здесь наездами с 1703 по 1708 год, пока судьба города была еще сомнительна и не было времени построить дворец посолиднее и поудобнее. Через 20 лет, в 1723 году, когда город уже немного подрос и Петр обзавелся несколькими дворцами в городе и пригородах, домик, по указу императора, фактически превратили в музей. Для его сохранности вокруг построили каменный защитный футляр. Футляры приходили в негодность и их перестраивали несколько раз (ныне существующий построен в 1844 году). Потом вокруг домика разбили сквер и обнесли территорию оградой, потом сквер расширили и установили еще одну ограду, а внутри нее памятник Петру. Матрешка получается: домик в футляре, футляр в скверике, скверик в садике побольше. И ощущение, что все, или почти все, последующие за Петром царствования хотели приобщиться к самому старому зданию города и отметиться: «И я тоже выполняю указ Петра, и я тоже сохраняю память о нем». А сам памятник, на мой взгляд, неинтересный и обезличенный: памятник скорее кружевному воротничку царя, чем самому Петру.


  1. Памятник у Сампсониевского собора

Адрес: Большой Сампсониевский пр., 41

Скульптор: М. М. Антокольский

Открыт: 27 июня 1909 года (200-летие победы под Полтавой)

Инициаторы: братья Сергей и Александр Шереметевы (праправнуки сподвижника Петра I, фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева)

Петр – служитель России

Подпись на постаменте – слова самого Петра: «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога: жила бы только Россия, благочестие, слава и благосостояние ея». О том, что памятник сооружен на средства потомков фельдмаршала Шереметева, сообщает надпись на обратной стороне постамента. Служение России – это то, чем род Шереметьевых к началу XX века занимался в течение уже 600 лет. Есть, чем гордиться, и есть, о чем заявить, не жалко даже средства на памятник выделить. Род Шереметевых известен с XIV века. Но Петр ценил не за родословные и не за подвиги предков, а за конкретные дела и личные достижения. Фельдмаршал Борис Петрович Шереметев хоть и не входил в число ближайших друзей и доверенных лиц, но занимал важное место в команде царя. После неудачи под Нарвой, где и Шереметев, кстати, не отличился храбростью, именно фельдмаршал, командуя российскими войсками, нанес первые и столь важные для престижа страны и боевого духа солдат поражения шведам. Он же официально возглавлял русскую армию во время Полтавской битвы.

Один из братьев – спонсоров установки памятника, Сергей Дмитриевич Шереметев – общественный деятель, историк и коллекционер. Он автор многих трудов по истории Москвы. На его средства издавались древние летописи и документы (в частности, опубликованы рукописи из семейного архива, среди которых и переписка графа Бориса Петровича Шереметева). Мне кажется, что установка памятника Петру, со ссылкой на своего прапрадеда и служение, логично вписывается в эту деятельность по сохранению и распространению семейной истории.


  1. Бюст на Нахимовском училище

Адрес: Петроградская наб., 2/4

Скульптор: В. Кузнецов

Открыт: в 1911 году (закладка училища имени Петра Великого была приурочена к 200-летию Санкт-Петербурга в 1903 году)

Инициатор: Городская Дума (как часть программы юбилейных торжеств)

Петр – «Отец Отечества», строгий и безапелляционный

Петр – единственный среди правителей России – носил титул «Отец Отечества», преподнесенный ему Сенатом после победы в Северной войне. Титул этот в Древнем Риме Сенат жаловал за выдающиеся заслуги перед республикой или империей. Потом он иногда присуждался разным правителям в новое и новейшее время.

Петр был отец заботливый, но строгий. Пекущийся о благе своих подданных и сам лучше знающий, что для них хорошо и полезно. А в случае ослушания не брезговал и телесными наказаниями, не разбирая ни титулов, ни рангов. Почему-то именно такой грозный образ в виде бюста оказался на училище имени Петра Великого, закладка которого была приурочена к 200-летию Петербурга. В комплексе зданий в стиле «а-ля Петровское барокко», построенном по инициативе Городской Думы, должны были располагаться 4-классное женское и мужское училище, бесплатная городская читальня, а также мужское и женское ремесленное училище. При взгляде на памятник, украшающий фасад здания, так и напрашивается напутствие учащимся – «не умеешь – научим, не хочешь – заставим».


  1. Бюст «Благодарные Охтяне»

Адрес: Большеохтинский пр., 1–3

Скульптор: И. Я. Гинцбург

Открыт: в 1911 году (190-летие образования охтинских поселений)

Инициатор: Охтинское общество местного самоуправления

Петр – благодетель

Надпись на памятнике: «Петру I благодарные охтяне». Чем же так благодарны Петру именно жители Охты?

На этом месте когда-то находился довольно крупный шведский торговый город Ниен, который, стоя на границе, вел активную торговлю с русскими соседями. Во время Северной войны, при подходе русской армии, жители Ниена сожгли город и бежали в Выборг. Когда через некоторое время Петр I взял крепость Ниеншанц и основал рядом Санкт-Петербург, то на месте старого города он приказал поселить плотников и корабелов. Тогда эти территории не только не входили в городскую черту, но и были довольно далеко от нее. Людей в приказном порядке переселяли сюда с севера (из Архангельской и Олонецкой губерний), приписывали к находившейся рядом партикулярной верфи, и они обязаны были там работать, фактически как крепостные; жили семьями. А свободу жители Охты получили только во второй половине XIX века. Тогда район начал активнее заселяться и расти.

Мастеров насильно сгоняли в эти малообжитые земли, закрепощали и заставляли работать на верфи. Казалось бы, не за что благодарить. Но, видимо, это тот случай, когда плохое быстро забывается. Такой метод применялся повсеместно: переселяли и крестьян, и мастеров, и бояр. Крепостных приписывали не только к землям, но к рудникам и заводам, заставляли таскать землю на строительстве крепости и царских резиденций. Могу предположить, что условия для работы у охтинских поселенцев были комфортнее. Место им досталось более обжитое (здесь когда-то был город, от которого что-то осталось) и более возвышенное (наводнения сюда не достают), чем сам Петербург. Заниматься пришлось знакомым ремеслом, а не каторжным трудом. А климат для северных людей не стал таким контрастным, как для переселенцев из других частей России. Да и отношение Петра к плотникам и мастерам-корабелам было особенное. Он проявлял к ним больше участия, уважая их труд, считая себя их коллегой. Спустя 200 лет в памяти потомков осталось больше хорошего. Кроме того, в начале XX века район Охты постепенно сливается с городом, а такой памятник позволил напомнить о своей обособленности и уникальности, отделить охтян от петербуржцев, сохранить свою самобытность.


  1. Бюст в Сестрорецке

Адрес: г. Сестрорецк, пр. Свободы

Скульптор: Б. А. Петров

Открыт: 10 сентября 2000 года

Инициатор: местная администрация (разрешение губернатора получено уже после установки памятника)

Петр – первый памятник в Сестрорецке после долгого перерыва

Петр I считается основателем Сестрорецка: он построил здесь свою резиденцию «Дубки» и основал оружейный завод. В конце XIX века, после запуска железнодорожной ветки, Сестрорецк стал модным дачным местом. Самый первый памятник Петру был установлен в городе в начале XX века предпринимателем Петром Авенариусом – на территории основанного им Сестрорецкого курорта. В 1924 году памятник смыло наводнением. В советские годы Петру памятники уже не ставили – Сестрорецк обзавелся памятником Ленину и несколькими мемориалами. Зато в начале XXI века наступил настоящий «памятниковый» бум. И первым, кому поставили памятник, конечно же, оказался Петр. В 2000 году в центре города установили бюст основателя Сестрорецка. Затем, в 2001 году, появился памятник изобретателю одноименной винтовки С. И. Мосину, в 2002-м – советскому хоккеисту и футболисту В. М. Боброву, в 2003-м – Михаилу Зощенко. Кроме того, Сестрорецк украсили любопытной городской скульптурой, а в 2014 году установили еще один памятник Петру I (царю-плотнику), созданный по мотивам утраченного скульптурного изображения начала XX века.


  1. «Петр I с малолетним Людовиком XV на руках» в Петергофе

Адрес: Петергоф, Нижний парк

Скульптор: Л. А. Бернштам

Открыт: в 1902 году (приурочено к официальному визиту в Россию президента Франции Э. Лубэ)

Инициатор: Николай II

Петр – порывистый, не любящий формальности и церемонии; искренний союзник Франции

Этот памятник рассказывает о событии, произошедшем в 1717 году, когда Петр в свое второе путешествие по Европе официально посетил Францию, королем которой в 1715 году стал 7-летний Людовик XV. Целью визита было заключение союзнического договора с Францией в Северной войне против Швеции. Надо отметить, что в начале XVIII века заграничные путешествия царствующих особ были очень редки, и французы с трудом могли себе представить, чтобы их король покинул пределы государства. Таким образом, визит русского царя уже сам по себе был необычен, а его поведение еще больше поразило французов. Известно, что Петр шокировал своей непосредственностью и прямотой: он не жаловал ни обрядов, ни церемоний, был прост в быту и в обращении с подданными любого ранга. Можно себе представить, как растерялись французские придворные и сановники, разработавшие подробнейшую церемонию встречи иностранного государя. Петр – в нарушение всех норм этикета – выскочил из своей кареты, побежал навстречу маленькому французскому королю и схватил его на руки.

Установка памятника в 1902 году была приурочена к визиту в Петербург французского президента. Николай II, видимо, хотел напомнить историю дипломатических отношений между Россией и Францией и слова, когда-то сказанные русским царем: «Я несу на руках всю Францию». Визит 1902 года способствовал формированию Антанты, союза между Францией, Англией и Россией.


  1. Памятник в Петергофе

Адрес: Петергоф, Нижний парк

Скульптор: М. М. Антокольский

Открыт: в 1884 году

Инициатор: предположительно, Александр III или Александр II

Петр – человек-воля

Скульптор Марк Матвеевич Антокольский писал про Петра: «Необыкновенный во всех отношениях, у него все необыкновенное: рост необыкновенный, сила необыкновенная, ум необыкновенный. Как администратор, как полководец он тоже из ряда вон. И страсти и жестокости его тоже необыкновенны».

Петр I в исполнении Антокольского – это «человек – воля». Он уверен в себе, не знает сомнений и колебаний, зато знает, что хорошо для блага России. И реформы свои Петр проводил часто волевым решением, не оглядываясь на сопротивление элиты. Работы Антокольского высоко ценил Александр II, и, хотя памятник в Петергофе поставили уже после его смерти – при Александре III, можно предположить, что влияние Александра II сыграло свою роль. Александр II Освободитель – это реформатор, преобразования которого не менее значимы для России, чем петровские реформы. Но по характеру Александр был совершенного другого склада. Ему как раз недоставало воли и уверенности. Он постоянно сомневался в правильности своих действий.

Антокольский писал, что в период споров западников со славянофилами, которые по-разному, но однобоко оценивали Петра, он хотел создать беспристрастный его образ. Скорее всего, ему это удалось, в образе нет оценки деятельности царя, есть только характер.

Памятник впервые был показан на выставке в 1872 году – в честь 200-летия со дня рождения Петра. Российской публике он скорее не понравился. Его ругали за слишком возвышенный и идеализированный образ. Но на рубеже XIX–XX веков, когда началась череда юбилейных Петровских дат, памятник вдруг стал очень популярен. Это, пожалуй, самый растиражированный образ Петра. Его установили в Петергофе, Шлиссельбурге, Петербурге, Архангельске и Таганроге. Также он был изображен на государственных кредитных билетах образца 1898–1899 годов, а сейчас украшает купюру номиналом в 500 рублей.


  1. Памятник у Константиновского дворца в Стрельне

Адрес: пос. Стрельна, Березовая аллея, 3

Скульптор: Г. Шмидт-Кассель

Открыт: 27 мая 2003 года

Петр – завоеватель

Этот памятник – копия монумента, установленного в Риге в 1910 году в честь 200-летия взятия города во время Северной войны. Тогда, в 1910 году, это называлось «слияние Лифляндской губернии с многомиллионным русским народом». На открытии памятника присутствовал Николай II. Во время Первой мировой войны монумент решили эвакуировать в Петроград, но судно, на котором его везли, потопили, и памятник ушел вместе с кораблем на дно. В 1930-х годах эстонские подводные археологи памятник нашли, подняли (правда, по частям) и продали Риге. Дальше были годы забвения и детективная история о спасении монумента от охотников за цветными металлами. Только в конце XX века это скульптурное изображение Петра отреставрировали на деньги частного предпринимателя. Но места в Риге для него не нашлось, поэтому рижское правительство решило подарить его Петербургу на юбилей. (Вообще, по-моему, можно понять тех рижан, которые не захотели поставить памятник завоевателю. Особенно если вспомнить, что во время Северной войны жители Лифляндии испытали весь ужас набегов, грабежей и разорений, в том числе от армии Петра Великого.) Но петербургские власти подарок не взяли, а изготовили его точную копию и установили перед новой государственной резиденцией в Стрельне. Прекрасная и наглядная иллюстрация дружбы народов.

Сейчас, согласно официальному сайту Константиновского дворца, памятник Петру в исполнении Шмидта-Касселя напоминает об основателе Стрельны и подчеркивает идею преемственности эпох. Хотя ради справедливости надо сказать, что памятник действительно очень красивый и площадь перед дворцом, на мой взгляд, украшает.


  1. Памятник перед гостиницей «Прибалтийская»

Адрес: ул. Кораблестроителей, 14

Скульптор: З. К. Церетели

Открыт: 25 сентября 2006 года

Петр – повод обсудить Зураба Церетели

Единственное, что удалось найти в Интернете об этом памятнике, – это множество статей о том, как Церетели подарил Санкт-Петербургу 6-метровый монумент Петру I, а город не знал, куда бы подальше поставить этот непрошеный подарок. Как будто специально для того, чтобы подтвердить имидж самого скандального скульптора современности, Церетели настаивал на установке памятника в центре Петербурга, а различные городские структуры предлагали далекую Ленинградскую область (Шлиссельбург). Компромиссом оказалась гостиница «Прибалтийская» на Васильевском острове, рядом с морскими воротами Петербурга. Официальное описание памятника говорит о каком-то символическом смысле, заложенном в него автором. О глубине таких символов судите сами. Костюм Петра – коллаж: он изображен в мундире Преображенского полка; на голове – лавровый венок, а в руке – свиток с никогда не существовавшим указом об основании Санкт-Петербурга.


  1. Медный всадник

Адрес: Сенатская площадь

Скульптор: Э. М. Фальконе

Открыт: 7 августа 1782 года (20-летие восшествия на престол Екатерины II)

Инициатор, заказчик: Екатерина II

Петр – законодатель, цивилизатор, просветитель

После дворцового переворота и восшествия Екатерины II на престол Сенат предложил установить в ее честь целый комплекс памятников от благодарных подданных. Но Екатерина на то и была Великая: она мудро отказалась от этой чести и очень серьезно подошла к вопросу установки памятнику Петру I. Монумент, созданный ранее Растрелли Старшим и долго ждавший своего часа, Екатерине не понравился. Там Петр – победитель и триумфатор. Но его военные победы к середине XVIII века уже отошли на второй план. У новой эпохи – новые идеалы. Теперь всем очевидно, что великие преобразования (а не только завоевания) Петра сделали Россию империей, полноправной европейской державой. Цена этих коренных преобразований – жертвы на войне и в тылу – постепенно забылась. Петр I становится идеализированным героем. Для эпохи Просвещения наиболее ценны государственные преобразования императора, его деятельность по распространению в «дикой» России европейской культуры и цивилизации. Для создания соответствующего образа Екатерина заказала новый памятник французскому скульптору Э. М. Фальконе, которого порекомендовал императрице ее «друг по переписке», известный просветитель и энциклопедист Д. Дидро.

Фальконе изобразил императора покорителем дикой природы. Петр укротил, оседлал варварскую Россию, привнес в нее закон и порядок, культуру и цивилизацию, привел ее в «конюшню» европейских стран.

Екатерина, хоть и не преемница Петра по крови, но преемница его по духу. О чем и надпись на постаменте – «Петру Первому Екатерина Вторая».


  1. Царь-плотник

Адрес: Адмиралтейская наб.

Скульптор: Л. А. Бернштам

Открыт: 14 июня 1910 года

Инициатор, заказчик: Николай II

Петр – трудолюбивый, любящий свое дело, любящий учиться

При Николае II установлено, пожалуй, рекордное число памятников Петру I. Связано это в основном с юбилеями рубежа XIX–XX веков: 200-летие городам, основанным Петром, его делам и завоеваниям. При этом известно, что Николай II недолюбливал своего великого предка, считая его преобразования чересчур радикальными и не всегда уместными. Может, поэтому по инициативе Николая появилось много «камерных» памятников, напоминающих о каком-то одном событии или одной черте характера Петра без оценки грандиозности и масштабности политика и государственного деятеля.

Так, напротив Адмиралтейства поставили две скульптуры любимого скульптора Николая II Леопольда Бернштама: «Царь Петр I обучается корабельному делу в городе Саардаме, в Голландии, в 1697 году» и «Петр I, спасающий матросов во время наводнения». Ни слова о великих свершениях, только идеализация личных качеств: трудолюбия и отваги. Во время путешествия по Европе Петр действительно учился корабельному делу на верфи в Саардаме. Но его инкогнито было быстро раскрыто, и ему пришлось прекратить обучение. Образ этого памятника – Петр увлеченный, влюбленный в свое дело, получающий от него удовольствие. Копию памятника Николай подарил голландскому городу Саардаму. В советское время оба памятника у Адмиралтейства были переплавлены – как не имеющие художественной ценности. А в 1996 году Нидерланды подарили Петербургу в честь 300-летия основания флота копию со своей копии. И здесь для меня уже на первый план выступает другая символика: в 90-е годы мы снова готовы были учиться у Европы, перенимать ее опыт, догонять ее, снова, как и при Петре, хотели быть частью мира развитых стран.


  1. Бюст в световом зале Московского вокзала

Адрес: пл. Восстания, 2

Скульпторы: А. С. Чаркин, В. В. Оленев

Открыт: 23 июля 1993 года

Петр – замена Ленину

Пожалуй, абсолютный чемпион по количеству памятников в Петербурге (как, впрочем, и на территории всего Советского Союза) – Владимир Ильич Ульянов. В течение советского периода фигура идеализированная и непогрешимая – беспроигрышный вариант для памятника любого размера, по любому поводу и для любого пространства. Даже сейчас, когда много памятников Ленину убрали или перенесли в более укромные части города, он значительно обходит основателя Санкт-Петербурга. Было время, когда памятники Сталину, после разоблачения культа личности, меняли на памятники Ленину. В 90-е годы, когда начали понемногу освобождаться от советского наследства в виде бесчисленных скульптурных изображений вождя, их, в свою очередь, стали менять на другую беспроигрышную фигуру – Петра I.

Московский вокзал никак исторически с первым императором не связан, а бюст Ленина установили здесь в честь 50-летия Октябрьской революции. После переименования Ленинграда в Санкт-Петербург, в 1993 году, на месте Ленина установили Петра. И памятник этот, конечно, не императору – не основателю города, не его деяниям. Памятник, как метка, говорит, что это больше не город Ленина и не город трех революций. Этот город – снова «окно в Европу». На стене, за бюстом Ленина, был нанесен текст решения II съезда Советов о переименовании Петрограда в Ленинград, принятого 26 января 1924 года: «…Удовлетворить просьбу Петроградского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, поддержанную резолюциями рабочих всех фабрик и заводов Петрограда, о переименовании города ПЕТРОГРАДА в ЛЕНИНГРАД. Пусть отныне этот крупнейший центр пролетарской революции навсегда будет связан с именем величайшего из вождей пролетариата – Владимира Ильича УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА». Вместе с бюстом Ленина убрали и надпись, а на ее месте поместили старое-новое название и герб Санкт-Петербурга.


  1. Памятник у Михайловского замка

Адрес: Кленовая аллея

Скульптор: К.-Б. Растрелли

Открыт: в 1800 году

Заказчик: Петр I

Инициатор установки: Павел I

Петр – победитель, триумфатор, император

Это самый первый памятник Петру (не считая бюстов), работа над которым была начата еще при жизни императора и по его инициативе, в 1716 году. И хотя увидеть законченный вариант царь не успел, образ и символика, безусловно, исходили от заказчика. Значит, именно таким видел себя Петр и таким хотел остаться в памяти потомков. Образцом для монумента служили римские конные статуи императоров, в частности памятник Марку Аврелию. Главными своими достижениями Петр считал победу над шведами и завоевание новых земель, выход к морю, создание империи – достойной участницы европейских дел. В течение всего правления Петра мирных лет было очень мало. А самая главная Северная война за выход к Балтике продолжалась 21 год. Практически все знаменитые петровские реформы были подчинены войне и проводились в военное время и ради победы. То, что потом было оценено потомками как великие и значительнейшие преобразования, самим Петром воспринималось, скорее, как вспомогательные мероприятия.


  1. Бюст в Усть-Ижоре

Адрес: пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, 219

Скульптор: А. В. Дегтярев

Открыт: 30 мая 2002 года

Инициатор: С. М. Миронов

Петр – защитник, покровитель, почти «святой»

Усть-Ижора – поселок с древней историей, место, где проходила знаменитая Невская битва, после которой князь Александр Ярославович получил прозвище Невский. Об исторической значимости поселка периодически забывают, но иногда начинают активно всем о ней рассказывать. Вспоминал эту историю и Петр I, которому необходим был святой покровитель для нового города – и на эту роль прекрасно подошел Александр Невский, сражавшийся за те же земли, которые так нужны были Петру для решения своих макроэкономических задач. Имидж Петербурга среди современников как проклятого города (а из-за сложностей с поставками Петербург в первые годы существования был городом не только холодным, но и голодным) должен был измениться, в том числе, и с помощью святого Александра Невского. И вот Петр основал Александро-Невский монастырь, ошибочно утверждая, что именно там происходила битва (все-таки поближе к городу, чем Усть-Ижора), и перевез сюда из Владимира мощи святого. В Усть-Ижоре построили в 1711 году деревянную церковь, и здесь же в 1724 году Петр встретил торжественную процессию с мощами и, лично управляя лодкой, доставил их в монастырь.

Сейчас данная история снова активно вспоминается и пропагандируется. И, конечно, это, в том числе, связано с тем, что благосостояние жителей поселка напрямую зависит от известности и популярности прошлого их земли. Для популяризации своей истории и привлечения туристов открыт музей, отреставрированы две церкви, установлен памятник Александру Невскому и в честь него освящена часовня. В 2002 году открыт также небольшой памятник-бюст Петру I – по инициативе тогдашнего спикера Совета Федерации Сергея Миронова.

В источниках указано, что скульптор Дягтерев использовал каноническое изображение Петра Карло Растрелли, «изменив пластические акценты». Изменил, надо сказать, основательно. У Растрелли Петр – очень динамичный и решительный, здесь же он безмятежен и равнодушен. Изображение скорее иконописное. Может, оно и уместно рядом с церковью, и рядом с памятником другому святому полководцу, но, на мой взгляд, святости в Петре было маловато, впрочем, как и в Александре Невском.

Автор: Наталья Коробкина, создатель «Облачного гида Петербурга» специально для Antenna Daily

Share on FacebookShare on VK