Пасха по-шведски

13.04.2017 11:29

Приближения пасхальных праздников в Швеции ждут с особым нетерпением: на них приходятся долгие выходные. Большинство шведов не посещают на Пасху церковь, но обычаи и традиции, связанные с этим важным праздником, отчетливо присутствуют в укладе жизни и сегодня. 

За город!

Туристические брошюры утверждают, что Швеция – это большая страна с длинной береговой линией. Поэтому, когда приходит пора больших праздников, шведы пускаются в длительное путешествие, чтобы навестить друзей и родственников. И хотя современные шведы – нация урбанистическая и большинство живет в городах, практически все они так или иначе связаны с деревней. Либо в сельской местности живут родственники, либо есть загородный дом, куда горожане отправляются на выходные и в отпуск. Сельское прошлое красной нитью проходит через самоощущение: шведы видят себя нацией крепких, сильных крестьян, выросших на мясе и репе.

Большинство в Швеции считает, что праздники нужно отмечать в деревне. И Пасха не исключение.

На Пасху приходятся первые долгие весенние выходные. Для многих это означает первую в году поездку в загородный дом, который пустовал всю зиму. Первым делом нужно открыть ставни и проветрить комнаты. Вы растапливаете печь, и дым, конечно же, заполняет всю кухню. Кашляя, вы ретируетесь в сад, где последние сугробы тают на бледном весеннем солнце, а трясогузки исполняют брачные ритуалы. Это если вы живете на юге Швеции. На севере на Пасху обычно катаются на лыжах.

После того, как  дом убран и протоплен, можно готовиться к празднованию. Семья съезжается со всей страны. Основная задача на Пасху – собрать вместе как можно больше родственников, чем больше, тем лучше.

Фото: Ульф Лундин / imagebank.sweden.se

Во многих других странах Пасха – исключительно религиозный праздник, но здесь он стал совершенно светским. По статистике, шведы не часто бывают в церкви. И даже если на Пасху число прихожан на службах немного увеличивается, большинство все же празднует дома с семьей и родственниками. Многие традиции, связанные с Пасхой, имеют религиозное происхождение, но шведы не очень об этом задумываются. Они едят яйца, потому что делали это всегда, а не потому, что закончился пост. Яйца – это любимый гарнир к маринованной селедке, главной героине пасхального стола. Повсюду берёзовые веточки, украшенные яркими разноцветными перьями. Но мало кто связывает их со страданиями Христа.

У Пасхи есть собственные ритуалы. Дети наряжаются пасхальными ведьмами: надевают длинные юбки, старомодные кофты, передники, разноцветные платки, красят щеки красным и рисуют веснушки. Они ходят по домам и дарят соседям самодельные пасхальные открытки. Взамен получают конфеты – их, конечно, хватает ненадолго. Но дети знают, что впереди их ждут еще бутафорские пасхальные яйца, наполненные сладостями. Более изобретательные родители устраивают поиск сокровищ: дети сами должны искать яйца, следуя подсказкам и отгадывая загадки.

Традиционный пасхальный обед обычно состоит из маринованной сельди разных сортов, копченого лосося и «Искушения Янсона» – запеканки из картофеля с луком, маринованными анчоусами и сливками. Все это – на традиционном шведском столе, вокруг которого не усаживаются, но к которому подходят и выбирают себе блюдо по вкусу. Приняты на Пасху и крепкие настойки. На ужин, как правило, едят жареную баранину, например, с картофельным гратеном и спаржей.

 

В ожидании Пасхи

В Швеции Пасхе и Великому посту традиционно предшествовали три дня масленицы. Их отмечали ярмарками, играми и буйным весельем. Чтобы летом вырос высоким лен, в масленицу надо было кататься с горки да на санках. Популярный обычай – в жирный вторник отхлестать друг друга в шутку березовыми ветками. Что за жирный вторник? Этот масленичный день вполне оправдывал свое название – в жирный вторник надо было семь раз наесться от пуза. Ведь впереди ждал строгий 40-дневный пост: например, мясо и яйца есть запрещалось.

Пасха, самый важный христианский праздник, хранит память о воскресении Христа. Пасха начинается в Вербное воскресенье (в лютеранской традиции оно называется Пальмовым), отмечающее триумфальный вход Иисуса в Иерусалим. В прежние времена в дни Страстной недели соблюдали церковные обычаи. В Чистый четверг не разрешалось обтачивать дерево или колоть дрова, чтобы не усугублять страдания Христа. В этот день, по приданию, ведьмы слетались на шабаш к дьяволу на горе Блокулла, и люди защищали свое жилище, рисуя кресты на дверях и пряча метлу и грабли, чтобы ведьмы не могли на них улететь.

В Страстную пятницу надевали черные одежды и ели соленую еду, ничем ее не запивая. Молодые люди хлестали друг друга березовыми прутьями – чтобы вспомнить и прочувствовать страдания Христа и его смерть на кресте.

В Великую субботу веселье возобновлялось. На столах появлялись яйца. Иногда их красили в разные цвета, возможно, потому, что яйца часто дарили в подарок. В 19-м веке яйца, сделанные из бумаги, стали наполнять конфетами. В западных районах страны зажигали костры (этот обычай живет и в наши дни), стреляли из ружей и громко кричали, чтобы отпугнуть ведьм. Друг другу отправляли анонимные пасхальные письма. Обычай приносить в дом берёзовые ветки и украшать их цветными перьями зародился в 1880-е годы. В южной Швеции были популярны игры с пасхальными яйцами. Например, сваренные вкрутую яйца били друг о друга: у кого не треснуло, тот и победил. Сегодняшняя традиция, когда наряженные дети стучатся в соседские двери и выпрашивают конфеты, припугивая: «Угощай или пожалеешь!» — стала пасхальной в 19-м веке: сначала этим промышляли взрослые в масках и костюмах, а потом — молодые девушки.

Авторы: Пу Тидхольм и Агнета Лилья

Пу Тидхольм — шведский журналист, писатель и критик, постоянный автор ежедневных газет Dagens Nyheter и Aftonbladet, журналов Filter и Fokus, Шведского радио и Шведского телевидения. Агнета Лилья — старший преподаватель Института исторических и современных исследований при Университете Сёдертёрн в Стокгольме.


Актуально