Облачный гид по Петербургу

Что посмотреть в Петербурге, когда глаза разбегаются, а время на посещение города ограничено? Наталья Коробкина собрала в своем Облачном гиде на одной карте все самые интересные и обязательные к посещению места, а также снабдила все это не тривиальными описаниями. Берем на заметку.

Адмиралтейство
На протяжении 140 лет, с основания города и до середины 19 века, под самым боком у императорской резиденции строились военные корабли. Неудивительно, что здание Адмиралтейства несколько раз перестраивалось, чтобы своим внешним видом соответствовать центру столицы. Но как бы не менялся его облик, архитекторы каждый раз сохраняли шпиль с корабликом, установленный еще при Петре I в 1711 году.


Александринский театр
По замыслу великого архитектора Карла Росси Александринский театр стал сердцем колоссального архитектурного ансамбля из нескольких центральных улиц и площадей. За театром начинается, пожалуй, самая совершенная, гармоничная улица в Петербурге, а возможно, и в мире.  Мастер проектировал здание, находясь уже в зените славы, таланта и опыта. Но как водиться, успеху и таланту сопутствуют завись и интриги. Гармония в архитектуре стоила К. Росси нервов и здоровья, завершив работу над проектом, он подал в отставку.


Александровская колонна
Пожалуй, самая высокая монолитная колонна в мире, стоит ничем не закрепленная, только под тяжестью собственного веса. Невероятную и сложнейшую задачу установки такого огромного памятника в честь победы над Наполеоновской Францией решили архитектор О. Монферран и инженер А. Бетанкур, оба французы по происхождению.


Аничков мост
На Аничковом мосту стоят, пожалуй, самые знаменитые лошади в Петербурге. Интересна судьба и скульптурных групп, и их автора. И кони, и скульптор не сразу нашли свое место в жизни: кони на Невском проспекте, а Петр Клодт в искусстве.


Главный штаб
Здание главного штаба строилось, чтобы разместить кроме главного органа управления вооруженными силами еще военное министерство, а также министерства иностранных дел и финансов. Но, пожалуй, более важной его функцией стало украшение главной площади Петербурга. Карлу Росси пришлось решить несколько непростых архитектурных и инженерных задач, чтобы выполнить все условия высочайшего заказчика и создать великолепный и гармоничный ансамбль.


Гостиный двор
Строительство большого гостиного двора должны были оплачивать купцы. Первоначальный проект, разработанный Растрелли в стиле пышного барокко, оказался слишком дорогим, и купцы задерживали платежи. Строительство двигалось медленно. Переделать проект поручили французскому архитектору Ж.-Б. Вален-Деламоту. Он должен был удешевить его, сохранив основную планировку. Получившееся здание стало образцом для торговых рядов по всей России. И, что интересно, до сих пор выполняет свою первоначальную функцию.


Дворцовая площадь
Еще в середине 18 века перед императорским дворцом был просто большой луг, куда иногда забредали коровы. Достойный вид главной площади города придали уже после победы над Наполеоном, когда весь Петербург перестраивался, «переодевался» в наряд, достойный победителя и полноценного участника европейской политики. О моще и славе империи свидетельствуют Триумфальная арка Главного штаба и колоссальная Александрийская колонна, которые вместе с роскошным дворцом создают величественный и царственный облик площади.


Исаакиевский собор
Пожалуй, ни одна постройка в Петербурге не вызывала столько споров современников. Но даже если архитектурные достоинства признают не все, его грандиозность безусловна. Можно долго перечислять высоту, ширину, площадь, объем, вес, цену  собора в целом и отдельных его элементов. И все эти цифры будут впечатлять. Сейчас внутри кроме роскошного внутреннего убранства находится интереснейшая экспозиция. Она рассказывает об истории строительства собора и его предшественников, об использованных инженерных хитростях и технологических приемах, а также там расположено множество прекрасных художественных произведений: живопись, мозаика, скульптура.


Казанский собор
Павел I, бывший одновременно императором православного государство и главой католического монашеского ордена, захотел построить главный православный храм своей столицы на подобие храма святого Петра в Риме. Результаты проведенного конкурса не удовлетворили императора, и он остановил свой выбор на проекте, бывшего  крепостного графа Строгонова, архитектора Андрея Воронихина.


Летний сад и Летний дворец
Здесь еще в самом разгаре Северной войны, в 1704г., Петр I начал создавать свой северный Версаль. Регулярная планировка и фонтаны французских садов за 200 лет постепенно сменились на прозрачность и задумчивость пейзажного парка в самом центре не очень-то зеленого города. В ходе реконструкции 2011-2012 гг. в  Летнем саду попытались частично воссоздать атмосферу Петровской эпохи.


Мариинский театр
На площади напротив сегодняшнего здания Мариинского театра стоял когда-то первый петербургский каменный театр, давший площади название «театральная». Сюда на гастроли и постоянную работу приглашали европейских актеров и актрис, танцовщиц и балетмейстеров. Русская театральная и танцевальная школы тогда еще только зарождались. Здание театра несколько раз горело, строилось заново и перестраивалось. А Русские артисты и хореографы набирались опыта и развивали собственные таланты. Сейчас можно с уверенностью сказать, что мировую известность театр имеет уж точно не благодаря архитектуре и шикарному интерьеру.


Медный всадник
Самый первый и самый известный памятник в Петербурге. Он стоит, вероятно, на самом большом монолите, когда-либо перемещенным человеком. По замыслу заказчицы, просвещённой императрицы Екатерины II, он должен был олицетворять победу разума, цивилизации и человеческой воли над  дикой природой. Перефразирую известную пословицу: «скажи мне, какой памятник ты поставил Петру I,  и я скажу, кто ты».


Меншиковский дворец
Самый первый каменный дворец в Петербурге самого первого петербургского губернатора. Дворец в свое время перещеголял роскошью и богатством даже царский. Не приходится удивляться, что официальные приемы и праздничные торжества царь устраивал в нем. Владелец же дворца Александр Меньшиков, сделавший невероятную карьеру от денщика до столичного губернатора и генералиссимуса, печально закончил ее в ссылке, пытаясь получить еще больше.


Михайловский дворец
Михайловский дворец строился для младшего брата императора Александра I, великого князя Михаила Павловича. Своим торжественным и роскошным убранством дворец превосходил дворец наследника престола, среднего бата Александра, будущего Николая I, чем вызвал недоумение дворцовой администрации. Но император лично согласовал проекты и сметы, а весь Петербург смог затем восхититься творением К. Росси. С конца XIX века во дворце разместился первый в России музей национального искусства, «Русский музей».


Михайловский замок
Заказчик и владелец замка, Павел I,убитый в нем в своей спальне, был большим поклонником всего мистического и таинственного. Он сам рассказывал истории о своей встрече с призраками. Логично, что замок считается самым загадочным местом Петербурга. А истории об обитающем в замке приведении самого Павла —  любимая приманка для туристов.


Петергоф
Здесь находится, пожалуй, самый большой фонтанный комплекс в мире. Казалось бы, воды в окрестностях Петербурга предостаточно: и море, и озера, и реки, и частые дожди.   Но Петергоф не зря входит в обязательную программу туристов, приезжающих в Петербург даже на 2-3 дня. Если вы попадете сюда в теплый солнечный день, то точно не пожалеете времени потраченного на дорогу.


Петропавловская крепость
Отсюда город начинался. Дата закладки крепости, 27 мая 1703 года, считается датой основания Петербурга. Крепость ни разу не участвовала в боевых действиях, но уже при Петре I стала использоваться как политическая тюрьма. Ее стены, не увидели войны, но были свидетелем множества трагедий.


Смольный собор
Пожалуй, один из самых красивых соборов города. Он скорее похож на дворец, чем на церковь. Смольный собор должен был стать центром Воскресенского Новодевичьего монастыря, в который императрица Елизавета сама собиралась удалиться на склоне лет. Но политика, дела мирские и военные отвлекли прекрасную императрицу.


Спас на крови
Самый русский или точнее псевдорусский и самый не петербуржский храм в городе. Построен на месте убийства царя-реформатора Александра II, поплатившегося жизнью, то ли за свои реформы, то ли за отсутствие их продолжения. Скорее всего, и за то, и за другое.


Стрелка Васильевского острова
Сейчас, пожалуй, самое живописное место в городе. Но при этом когда-то самое прагматичное: здесь долгое время был торговый порт, гостиный двор, биржа и, следовательно, центр всей внешнеэкономический деятельности. Здесь царили деньги и расчет. Кое-что в архитектурном ансамбле до сих пор об этом напоминает.


Царское село
Царское село было любимой летней резиденцией нескольких императоров и императриц, каждый из которых наложил свой отпечаток на его дворцы, павильоны и интерьеры. Здесь гармонично сочетаются богатство барокко и ностальгия классицизма. Но самое яркое впечатление, пожалуй, до сих пор производит роскошный екатерининский дворец. Возводя его, императрица Елизавета намеревалась поразить и ввести в замешательство иностранных послов, что удается ей до сих пор.


Эрмитаж
Пожалуй, самый знаменитый музей Петербурга. И точно самый большой. Основанием коллекции считается момент приобретения Екатериной II в 1764 году большой коллекции картин. За 250 лет существования в собрания музея попали предметы искусства всех стран и  эпох. Но, несмотря на обилие экспонатов и шедевров, их все равно на всех не хватает. Возможно, что в  выходные и праздничные дни придется отстоять многочасовую очередь.

Автор: Наталья Коробкина

DSC_1857h


Share on FacebookShare on VK